Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 40. Ослепи очи их и окаменил есть сердца их…7 И это идиоматизм (особый оборот речи) Священного Писания – говорит о том, что Бог только попустил, как будто о том, что Он совершил. Ослепи и окаменил есть сказано вместо: попустил ослепнуть и окаменеть, потому что Бог никого не привлекает к Себе насильно, так как каждый имеет свободную волю. Таковы же изречения: Аз же ожесточу сердце его (фараона) (Исх. 4, 21); уклонил еси стези нашя от пути Твоего (Пс. 43, 19),1 и весьма много таких идиоматизмов встречается в Ветхом Завете. Таковы же и слова апостола Павла: предаде их Бог в неискусен ум (Рим. 1, 28)2 и – предаде их Бог в страсти безчестия (Рим. 1, 26);3 но Бог не только никому не делает этого, а никого даже и не оставляет, если мы сами Его не оставляем. Он говорит: греси ваши разлучают между вами и между Богом (Ис. 59, 2); забыл еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя (Ос. 4, 6). И Давид сказал: се удаляющии себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27). А Спаситель Сам говорил к Иерусалиму: колькраты восхотех соврати чада твоя... и не восхотесте (Мф. 23,37).4

Стих 40... Да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся и изцелю их.5 Да (ινα) указывает и здесь не на причинную связь, а только на исполнение пророчества, именно, что люди не будут видеть своими глазами, не уразумеют сердцем, не обратятся и не будут исцелены. Глаза, конечно, разумеются здесь духовные, так как выражение: не видят очима объясняется следующим выражением: ни разумеют сердцем. Слова этого стиха, сказанные в другое время, объяснены и другим образом при толковании Евангелия от Матфея (13, 14 и далее).

Стих 41. Сия рече Исаиа, егда виде славу Его, и глагола о Нем.6 Сия, т.е. об ослеплении и окаменении и пр. Славою Иисуса Христа здесь названо то славное видение пророка Исаии, когда он видел Господа, сидящего на престоле высоком (Ис. 6, 1). Тогда он видел и Сына, от Которого тогда же слышал вышеприведенные слова, а потом произнес их и записал, относя к Нему же. Итак, значит ко времени Иисуса Христа относилось то, что народ должен был ослепнуть, окаменеть, не видеть, не уразуметь, что Он Бог, не обратиться от своего заблуждения, чтобы исцелить свои духовные раны.

Стихи 42-43. Обаче убо и от князь мнози вероваша в Него, но фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнани будут: возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Божию.7 Это были не князья, а рабы славы человеческой; поэтому-то Господь говорил им: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5, 44).

Стих 44. Иисус же воззва и рече: веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшаго Мя.8 Когда успокоился гнев Иудеев, Иисус Христос опять является и учит. Эти слова Его имеют такой же смысл, как если бы Он сказал так: веруяй в Мя верует в Пославшаго Мя, не только потому, что у Них одна и та же Божественная природа, но и потому, что вообще честь, оказываемая посланному, относится и к пославшему. Слова – не верует в Мя, имеющие, по видимому, отрицательное значение, на самом деле заключают в себе еще большее побуждение к тому, чтобы уверовать в Иисуса Христа. Подобное же выражение есть и у Марка: иже Мене приемлет, не Мене приемлет, но Пославшаго Мя (9, 37). Все это идиоматизмы. Следует также знать, что не одно и то же значит – верить Иисусу Христу – и верить в Иисуса Христа. Первое выражение значит: верить словам Его, как говорят об одном только Боге.

Стих 45. И видяй Мя видит Пославшаго Мя.9 Видение здесь разумеет Иисус Христос умственное, и как бы так говорит: познающий Божество, познает и Божество Отца Моего, потому что у нас Божество одно и то же, и Я образ Отца, ни в чем от Него не отличающийся. Видит же кто-либо Божество Иисуса Христа не в самой Божественной Его природе, которая невидима и совершенно непостижима, так как Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18), но в Его словах и делах, свойственных только Богу.

Стих 46... Аз свет в мир приидох...1 свет духовный, уничтожающий духовную тьму и Своими Божественными делами и словами показывающий здравым глазам лучи Божества.

Стих 46... Да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет…2 во тьме заблуждения, во тьме греха. Часто Иисус Христос с особенным уверением говорит об этом, желая таким постоянством смягчить жестокое сердце иудеев и сообщить им все, что только может относиться к Нему Самому; поэтому-то Он и возгласил (Ст. 44).

Стих 47. И аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему...3 в настоящем веке...

Стих 47... Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир.4 И прежде еще Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17); прочитай там объяснение этих слов.

Стих 48. Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему...5 Не верующий в Меня и не принимающий слов Моих имеет себе судью и обличителя. Слушай же, что это за судья:

Стих 48... Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день.6 Смотри, какое именно это Его слово:

Стих 49. Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю.7 Так как многие говорили, что Иисус Христос пришел не от Бога, и потому не верили Ему, то Он говорит: слово, в котором Я учил, что «Я говорил не от Себя, но Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить», – это слово будет судить в последний день отвергающего Меня, став вместо судьи, обличая такого человека и лишая его всякой защиты, потому что это слово Я подтвердил делами, постоянно доказывая, что Я не противлюсь Богу.

Стих 50. И вем, яко заповедь Его живот вечный есть...,8 как дающая вечную жизнь, как ведущая к жизни вечной. Итак, не имеют никакого извинения не принимающие того, что Мне заповедано говорить, т.е. Моих слов, Моего учения; они даже враги самих себя, потому что не принимают жизни вечной. Слова: что реку (ειπω) и что возглаголю (λαληοω) означают одно и то же. Таких мест много в Священном Писании.