Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 50... Яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю.9 И вышеприведенными, и этими словами Иисус Христос все еще побуждает слушателей к вере, так как по великому Своему человеколюбию Он все еще щадит их. О таких выражениях, которые говорят об уничижении Иисуса Христа и употреблены с премудрой целью для объяснения планов Божественного Домостроительства, мы часто уже говорили. Так, например, о Себе не приидох (Ин. 7, 28); о Себе не глаголю (Ин. 14, 10); Той Мне даде заповедь, что реку и что возглаголю, – эти и им подобные выражения прямо утверждают, что Иисус Христос не противится Богу; но вместе с тем они указывают и на равенство Его с Отцом.

ГЛАВА XIII

Стих 1. Прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу…1 После Своей смерти и Воскресения Он действительно перешел с земли на небо...

Стих 1… Возлюбль Своя сущыя в мире, до конца возлюби их.2 Своими евангелист называет здесь учеников Иисуса Христа, которые были для Него Своими, так как были совершенно покорны Ему. Своими Иисуса Христа назывались также и все иудеи, как единоплеменники Его, и даже все люди, как сотворенные Им. Присоединено – сущыя в мире, потому что Свои были Иисусу Христу и скончавшиеся уже в добродетели, Авраам, Исаак и Иаков и другие, бывшие после них, праведники. Итак, евангелист говорит: любя учеников и до сего времени, в это время Иисус Христос возлюбил их особенно сильно (слово – до конца здесь значит – сильно). Так как Иисус Христос должен был вскоре уже умереть и оставить Своих учеников, то теперь Он усиливает Свою любовь к ним, чтобы оставить в них более прочную память о Себе. Знаком усиления этой любви служило умовение ученикам ног, потому что тот, кто сильно любит кого-либо, не откажет ему и в унизительной для себя услуге.

Стих 2. И вечери бывшей…3 в доме некоего человека, где была убрана горница; во время этой вечери, как сказал евангелист Матфей, Иисус Христос возлежал со Своими двенадцатью учениками. Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея это изречение (ст. 20) и прочитай все толкование его.

Стих 2... Диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да Его предаст...4 Диавол вложил в сердце Иуды это намерение тогда, когда одна женщина вылила на голову Иисусу Христу миро, о чем повествует Матфей. Поэтому найди в двадцать шестой главе его Евангелия то место, где говорится: аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире и т.д... (ст. 13) и прочитай конец предложенного на это место толкования. Замечание это евангелист Иоанн вставил для того, чтобы выразить свое удивление пред необыкновенным незлобием Спасителя, так как Он умыл ноги даже тому, который уже решился предать Его.

Стих 3. Ведый Иисус, яко вся даде Ему Отец в руце...,5 как Своему Истинному и Единородному Сыну. Евангелист употребил здесь человекообразное выражение: что Отец все отдал в руки Сыну, – подражая в этом случае Самому Иисусу Христу, Который часто так говорил о Себе, чтобы яснее раскрыть пред людьми планы Божественного Домостроительства, о чем мы уже не раз упоминали. Как Отец отдает все Сыну, так и Сын Отцу. Апостол Павел говорит об Иисусе Христе: егда предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24).

Стих 3... И яко от Бога изыде и к Богу грядет...6 как Сын Божий и Бог. Итак, евангелист говорит, что хотя Иисус Христос знал, что Он Вседержитель, что Он Сын Божий, что Он имеет такую же власть, как и достоинство, однако сошел на самую низшую ступень уничижения, показывая этим, с одной стороны, Свою любовь к ученикам, с другой стороны, научая их смиренномудрию.

Стих 4. Воста от вечери и положи ризы...7 не все, а только одежду снял с Себя Иисус Христос, чтобы она не препятствовала Ему.

Стих 4... И приемь лентион, препоясася.8 Препоясался полотенцем, чтобы вытереть ноги после умовения.

Стих 5. Потом влия воду во умывалницу... Иисус Христос Сам и воду подносил, и все остальное Сам исполнял с полной готовностью, чтобы и мы, смотря на Него, делали то же самое и не гордились; ибо что такое мы в сравнении с Богом? Полотенце, умывальницу и сосуд для воды Иисус Христос, конечно, взял на это время у хозяина дома.

Стихи 5-6... И начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан. Прииде же к Симону Петру…2 Так как Иисус Христос прежде начал умывать, а потом уже подошел к Петру, то вероятно, что прежде Он умыл ноги Иуде Искариотскому, желая, с одной стороны, оказывать благодеяние и уважение к Своему предателю до самой смерти, чтобы и мы поступали подобным же образом, – с другой стороны, желая упрекнуть его в том, что он имеет такой замысел против столь заботливого Учителя.

Стих 6... И глагола Ему той: Господи, Ты ли мои умыеши нозе... Ты, Сын Божий? Петр сказал это в изумлении к такому делу, так как сильно благоговел пред Господом.