Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 7. Отвеща Иисус и рече ему: еже Аз творю, ты не веси ныне...3 чему Я учу таким делом.

Стих 7... Уразумееши же по сих...,4 когда Я объясню. Действительно, немного спустя, Господь сказал: аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе (ст. 14). Или – уразумеешь после, т.е. когда увидишь, что Я вознесся на небо, когда сойдет на вас Утешитель, – тогда ты уразумеешь, каков Я, какое дело Я совершил и для чего?

Стих 8. Глагола ему Петр: не умыеши ногу моею во веки..., т.е. никогда. Петр стоял на своем, но из уважения и глубокого благоговения пред Учителем, то

Стихи 8-9... Отвеща ему Иисус: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною. Глагола Ему Симон Петр: Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу.5 Иисус Христос не сказал Петру, зачем Он делает это, потому что знал, что от этого Петр не убедится, а еще больше будет противиться Ему. Так как Петр противоречил Иисусу Христу вследствие сильной любви к Нему, то этою же любовью Иисус Христос и воспользовался, чтобы убедить Петра. Пригрозив ему лишением любви, Иисус Христос тотчас склоняет его и делает так, что Петр сам теперь просит о том, о чем прежде просили его, и высказывает теперь такую же готовность, какое прежде высказал сопротивление, и даже большую; потому и говорит: не нозе мои токмо, но и руце и главу. Таким образом, Петр и сначала противоречил, а потом согласился только вследствие сильной любви к Иисусу Христу.

Стих 10. Глагола ему Иисус: измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист: и вы чисти есте, но не вси.6 Чтобы ученики не подумали, что это умовение есть такое же очищение, как и крещение, Иисус Христос рассеивает такое их предположение примером: измовенный не требует, токмо нозе умыти, потому что ногами он ходит и загрязнил их, а в остальном он весь чист, потому что уже омылся; и вы чисти есте, потому что очистились уже учением, которое Я преподал вам, и отвергли уже всякую злобу и лукавство. Златоуст, изъясняя слова: и вы чисти есте, говорит, что здесь же было прибавлено: за слово, еже глаголах вам, т.е. учение. Не нужно вам очищаться посредством того, чем вы уже очистились; нужно только умыть одни ноги, по той причине, которой вы теперь еще не понимаете, а узнаете после.

Стих 11. Ведяше бо предающаго Его: сего ради рече, яко не вси чисти есте.1 Спаситель знал отвергшегося и оскверненного.

Стих 12. Егда же умы ноги их, прият ризы Своя, возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам?2 Иисус Христос спрашивает Своих учеников о том, чего они не знали, и делает это для того, чтобы возбудить в них внимание. Сначала умыл ноги ученикам, а теперь хочет объяснить им то, чего они не понимали.

Стих 13. Вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо…3 Я – таков, как Бог. Беседуя с учениками, Иисус Христос открывает Себя им. Сказав: вы глашаете Мя, вы сами Меня так называете, Иисус Христос показал, что эти названия для них не тягостны, а присоединив: есмь бо, Он ободрил эти названия и показал, что они даны Ему не из лести, а сообразно с истиной. Отсюда Он делает уже такое заключение.

Стих 14. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе.4 Иисус Христос не сказал: если Я, по природе Своей Бог, умыл ноги вам, рабам по своей природе, то тем более вы должны умывать ноги друг другу, так как все вы одинаковые рабы; не сказал и так: если Я умыл ноги предателя, то тем более вы должны умывать ноги врагов, – но исполнив все это на деле, Иисус Христос предоставил суждение это совести слушателей.

Стих 15. Образ бо дах вам…5 Умовением ваших ног Я дал вам пример смиренного служения из-за любви.

Стих 15… Да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите...,6 смиряя Себя из-за любви и служа подчиненным. Но Спаситель был выше всякого слова и разума, а мы – земля, прах, пепел и пыль, или даже – еще ничтожнее. Если же мы не смиряемся не только пред низшими, но и пред высшими, и не умываем ног не только рабам, но и друзьям, хотя должны бы были умывать и врагам, – то какого наказания мы достойны? Мы, которые не только не подражаем примеру Иисуса Христа, но поступаем совершенно противоположным образом, гордимся и не исполняем того, что должны: и вы, говорит, должни есте друг другу умывати нозе.

Стих 16. Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его.7 Поэтому если Я, Который несравненно выше вас, так уничижил Себя, то тем более вы должны делать это. Уже и то свидетельствовало об Его необыкновенном уничижении, что Он – Творец представил в Себе образец для Своих творений, и будучи несравнимым, некоторым образом все-таки сравнил Себя с ними. Такая же мысль Иисуса Христа записана и в десятой главе Евангелия от Матфея; найди объяснение места: несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего и т.д. (Мф. 16, 14 и дал.). (Несть раб... пока он бывает рабом или посланником. Уже одно то, что он состоит рабом, или посланником, показывает, что он меньше своего господина, или же пославшего его).

Стих 17. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я.8 Если вы знаете то, что уже было сказано, то блажени есте, аще творите я; недостаточно только знать, но нужно и делать.

Стих 18. Не о всех вас глаголю... именно – аще творите... Это Иисус Христос говорил об Иуде, который не исполнил не только этой, но и вообще никакой другой заповеди, так как уже задумал предательство.