Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 6... Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною.6 Прежде Иисус Христос сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44), потому что Бог Отец привлекает, а Он руководит и оба Они вместе действуют для спасения людей.

Стих 7. Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо)…7 Сказав ученикам немного прежде: и аможе Аз иду, весте, и путь весте (ст. 4), Иисус Христос показал, что они знают и Бога Отца и Его, а приведенными здесь словами: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо), Он показывает, что ученики не знают ни Бога Отца, ни Его. Так Он говорит очень часто. Ученики, конечно, знали и Бога Отца и Его, но не так, как следовало бы. Совершенное знание об этом сообщил им впоследствии сошедший на них Всесвятой Дух. Поэтому-то, Иисус Христос иногда говорит, что ученики знают Его и Бога Отца, так как они имели кое-какое познание, а иногда говорит, что они не знают, потому что они не имели должного познания. Теперь же Он говорит: аще Мя бысте знали, как должно, кто Я по существу Своему, и Отца Моего знали бысте (убо). Так как Отец равен Мне и не отличен от Меня, то познавший Меня, познал и Отца.

Стих 7... И отселе познасте Его...2 Так как вы узнали Меня, хотя и не так, как должно было бы, то таким же образом вы знаете и Отца. Златоуст слово познасте (γινωσκετε) толкует в смысле познаете (γνωσεσε), т.е. узнаете Его, как должно, в скором времени, когда сойдет на вас Дух Святой.

Стих 7... И видесте Его.3 И видели силу Бога Отца, в Моей силе, в тех Божественных знамениях, которые Я совершил. Что могу Я, то и Он может.

Стих 8. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам... и довольно для нас, так как мы уже знаем Тебя. Поскольку Филипп хотел узнать Бога Отца, то Иисус Христос показывает ему, что он уже узнал Его.

Стих 9. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе…4 Эти слова нужно читать вопросительно. Толико время с вами есмь, совершая богоприличные знамения, – и неужели на основании этих знамений ты не узнал, Кто Я по Своему достоинству и силе? Что Я – всемогущий Бог? Конечно, ты узнал это; а если узнал Меня, то узнал и Отца, потому что Я – образ Отца, ни в чем не отличный от Него.

Стих 9… Видевый Мене виде Отца... Кто узнал Мое достоинство и силу, тот узнал достоинство и силу Отца, потому что Мы совершенно подобны и познаемся один через другого.

Стих 9... И како ты глаголеши: покажи нам Отца? Зачем ты хочешь узнать Того, Кого уже знаешь? Понимают и иначе эти слова, именно – что Филипп хотел видеть Бога Отца чувственными глазами, потому, может быть, что он слышал, что Бог многим пророкам являлся часто в человеческом образе. При этом он прибавил: и довлеет нам, так как Самого Сына он уже видел и знал. А Иисус Христос показывает Филиппу, что и Самого Сына он не видел и не узнал, в Его Божественной природе. Он говорит: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе, потому что Божественная природа невидима и непознаваема (видевый Мене виде Отца, а не могущий видеть Меня, не может видеть и Бога Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца, когда ты не видишь и не знаешь Меня, хотя и думаешь, что ты видел и узнал Меня?).

Стих 10. Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть...,5 потому что Мы познаемся один через другого, как совершенно подобные. Найди в десятой главе изречение: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем (Ин. 10, 38) и прочитай объяснение его.

Стих 10... Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю...6 говорю не от Себя, потому что все Мое – Его и все Его – Мое: все Мы имеем общее и равное. Сказав об учении, затем говорит Иисус Христос и о делах.

Стих 10. Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела.1 В конце вышеупомянутой главы написано, что Иисус Христос сказал: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры (10, 37), а здесь Он говорит, что «Отец творит те дела, которые Я творю». И там, и здесь Он выразил одну и ту же мысль, именно – что Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова – во Мне пребываяй – значат то же, что – неотделимый от Меня или – во Мне отобразившийся.

Стих 11. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне... Верьте Моим словам, что Отец созерцается во Мне и Я в Отце.

Стих 11… Аще ли же ни, за та дела веру имите Ми.2 А если вы не верите Мне ради одних только слов Моих, то верьте по крайней мере ради дел Моих, так как они сверхъестественны и свойственны только Богу. Подобным же образом Иисус Христос и прежде сказал: аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте (Ин. 10, 38).

Стих 12. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит…3 Не сказал Иисус Христос: Я могу совершить даже большие дела, чем совершил уже, но говорит: Я и другим дам силу совершать такие дела, – что достойно гораздо большего удивления. Затем присоединяет нечто еще большее, говоря: