Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 24. Не любяй Мя словес Моих не соблюдает: и слово, еже слышасте, несть Мое, но пославшаго Мя Отца.5 Иисус Христос показывает, что не исполняющий слов Его не любит ни Его, ни Бога Отца. Он говорит: не любяй Мя словес Моих не соблюдает, – словес, о которых Я сказал, что они принадлежат не Мне, а пославшему Меня Отцу; значит, не исполняющий слов Бога Отца и не любит Его, потому что доказательством любви служит исполнение заповедей. Каким образом слово, которое говорит Иисус Христос, и Его, и не Его, – об этом уже сказано прежде. Так как Иисус Христос знал, что ученики кое-чего не понимают, а кое в чем сомневаются, то затем Он обещает, что они вполне уразумеют то, чего теперь не понимают и относительно чего сомневаются.

Стих 25. Сия глаголах вам в вас сый…1 сия, т.е. то, что кажется вам неясным. В вас сый... Эти слова Иисус Христос присоединил, чтобы показать, что скоро Он отойдет к Отцу.

Стих 26. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему..., относительно чего у вас есть еще недоумение. Во имя Мое – значит здесь: вместо Меня. Так как Иисус Христос, по исполнении Божественного Домостроительства взошел к Отцу, то вместо Него снизошел Дух Святой, чтобы мы не были лишены Утешителя, – как говорит Григорий Богослов. Но почему Сам Иисус Христос не научил тогда учеников тому, относительно чего у них было недоумение? Потому что тогда они не могли понимать более высокого учения, – как Он Сам скажет об этом впереди.

Стих 26... И воспомянет вам вся, яже рех вам...2 в более совершенном виде, потому что вы тогда будете совершеннее. Вероятно также, ученики кое-что уже и забыли.

Стих 27. Мир оставляю вам. Другие люди, умирая, оставляют своим родственникам деньги и имущество, а Иисус Христос оставил Своим ученикам мир: мир, говорит Он, оставляю вам, чтобы вы были в мире и между собою, и со Мною, и чтобы вам нисколько не препятствовало и не вредило возмущение мира.

Стих 27... Мир Мой даю вам... мир, приятный для Меня, соединенный с душевной пользой, а не тот, который приятен для мира и соединен со вредом для души.

Стих 27... Не якоже мир дает, Аз даю вам...,3 потому что мир, или люди, заботящиеся только о мирском, дают мир во зло, а Я даю вам мир во благо. Или иначе: мир дает своим деньги и имущество, а Я даю вам, как Своим, мир. Так как словами: мир оставляю вам, которые указывали на разлуку, Иисус Христос привел учеников в еще большее смущение, то далее Он говорит:

Стих 27... Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Видишь ли, что ученики не столько страдали вследствие любви к Спасителю, сколько вследствие опасения, чтобы их не растерзали враги Его?

Стих 28. Слышасте, яко Аз рех вам: иду и прииду к вам...4 Я сказал вам не только, что иду от вас, но и что приду к вам; чего же вы боитесь?

Стих 28... Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте (убо), яко рех: иду ко Отцу...5 Не зная еще Моей силы, вы, конечно, думаете, что, если Я умру, то после смерти Я не могу охранять вас; но вы должны радоваться тому, что Я сказал: иду ко Отцу, Который может спасти вас от всякого нападения, – должны радоваться, при мысли, что Я буду пред Ним вашим заступником.

Стих 28... Яко Отец Мой болий Мене есть...6 по силе, как вы думаете на основании того, что о Нем гораздо яснее сказано в Священном Писании. Все это говорит Иисус Христос, снисходя к пониманию о немощи учеников и обличая их на основании этого самого неправильного понимания их. Действительно, Бог Отец больше, но не по силе, а в значении причины, так как Сын рождается от Отца.

Стих 29. И ныне рех вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете.7, Я сказал вам о том, что Я уйду, что опять приду, сказал вам о другом Утешителе, чтобы вы, видя исполнение всего этого, поверили, что Я все знал и все это мог сделать. Утешив учеников таким образом, Иисус Христос опять говорит о печальном, и постоянным напоминанием об этом упражняет их, чтобы они не смущались во время опасностей, так как то, чего ожидают, обыкновенно не так сильно поражает.

Стих 30. Ктому не много глаголю с вами: грядет бо сего мира князь...1 Миром Иисус Христос называет здесь зло, а князем зла – диавола, так как он не может быть князем неба и земли, потому что все разрушил бы и нисповерг бы. Он же называется и князем тьмы, т.е. греха. Итак, Иисус Христос говорит: идет против Меня диавол с лукавыми иудеями, потому что им дана на это власть свыше. Поэтому-то и сказал Иисус Христос к тем, которые брали Его: се есть ваша година и область темная, как повествует Лука (22, 53).

Стих 30... И во Мне не имать ничесоже.2 В других людях причиной смерти служит грех и, так как никто не свободен от греха, то никто не свободен и от смерти; а во Мне диавол не имеет никакой причины для Моей смерти, так как Я безгрешен. Поэтому-то он и будет осужден, как сказано при толковании того места двенадцатой главы Евангелия от Иоанна, где говорится: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31).