Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 2... И всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет.1 Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, Иисус Христос предупреждает такое смущение их, говоря:

Стих 3. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам...2 Вы очищены уже словом Моего учения. Обрати внимание на то, что Иисус Христос, будучи виноградной лозой, вместе с тем есть и делатель виноградника, потому что это делание общее у Бога Отца и Сына, как и многие другие. А чтобы ученики вследствие большего страха не отпали от веры и не потеряли связи с виноградной лозой, Иисус Христос укрепляет ослабевшие их души и связывает с Собою, говоря:

Стих 4. Будите во Мне, и Аз в вас... Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды.

Стих 4... Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете...3 так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною.

Стих 5. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног…4 Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки.

Стих 5... Яко без Мене не можете творити ничесоже...,5 подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь Иисус Христос предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем.

Стих 6. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга...,6 как бесплодная ветвь.

Стих 6... И изсышет...7 И потеряет влагу благодати, которую он имел от корня.

Стих 6... И собирают ю... И соберут такого рода ветви Ангелы во время Страшного Суда.

Стих 6... И во огнь влагают... и бросят в огонь геенны.

Стих 6... И сгарает... будут гореть, но не сгорать. Иисус Христос под непребывающими в Нем разумеет здесь не только отлученных или отделившихся от Него, но и тех, которые некрепко соединены с Ним.

Стих 7. Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам…1 Конечно, тот, кто живет по заповедям Божиим, не попросит ничего недостойного. Смотри, что пребывание слов Иисуса Христа в учениках, или соблюдение, исполнение их, значит здесь то же, что пребывание Самого Иисуса Христа в учениках.

Стих 8. О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите.2 Прославися здесь поставлено вместо: прославится; да плод мног сотворите, сказано вместо: аще сотворите. Таких идиоматизмов много в Священном Писании.

Стих 8... И будете Мои ученицы..., сделаетесь совершенными. Значит тот, кто приносит много плода, делается совершенным учеником Иисуса Христа. Итак, Иисус Христос сказал, что Отец прославляется, или радуется многоплодности и совершенству учеников, желая побудить их к такому делу, которое действительно угодно Богу.