Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 14. Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам.1 Вот беспримерное человеколюбие! Едва ли кто-либо из нас сделает когда-либо честного раба своим другом, а Иисус Христос мало того, что делает это, но делает его даже братом: возвестите, говорит Он, братии Моей, да идут в Галилею (Мф. 28, 10), – усыновляет его Отцу и делает его сонаследником Царства Небесного.

Стих 15. Не ктому вас глаголю рабы...2 Но когда же Иисус Христос назвал их рабами? Когда, раскрывая учение о силе Своего Божества, Он сказал: вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо (Ин. 13, 13).

Стих 15... Яко раб не весть, что творит господь его...,3 что он делает тайно.

Стих 15... Вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам.4 Я сказал вам как друзьям все, что только вы могли вместить, все, что только вам можно было слышать. А всякий, конечно, другу, а не рабу поверяет свои тайны. Сказав прежде: вы друзи Мои есте (εστε), аще творите, елика Аз заповедаю вам (ст. 14), Иисус Христос показал, что ученики еще не друзья Ему, а только будут ими тогда, когда исполнят заповеди Его; каким же образом Он говорит теперь: вас уже рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам? Слово есте поставлено вместо пребываете, и место это нужно понимать так: будучи уже Моими друзьями, вы и пребудете такими, если будете исполнять то, что Я заповедую вам. Затем Иисус Христос высказывает и другое доказательство того, что ученики – друзья Его.

Стих 16. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас... В такой отрицательной форме Иисус Христос выразил ту мысль, что – Я избрал вас друзьями, Я прибег к вашей дружбе.

Стих 16... И положих вас...5 и насадил вас в любви Моей, в вере в Меня.

Стих 16... Да вы идете... чтобы вы, возрастая, все более и более распространяли свою деятельность.

Стих 16... И плод принесете... так, как уже выше было об этом сказано. Или под плодом можно разуметь здесь духовные дарования, или множество людей, которые спасутся, благодаря усердию учеников.

Стих 16... И плод ваш пребудет... и чтобы плод ваш не погибал, не прекращался.

Стих 16... Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам...6 во имя Мое, т.е. как Мои, как христиане, или же это значит: призвав имя Мое, как это и выше было сказано при объяснении слов Иисуса Христа: и еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю (Ин. 14, 13); а также: (и) аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14), – в которых высказывается равенство силы Бога Отца и Сына.

Стих 17. Сия заповедаю вам, да любите друг друга. Я говорю вам это, т.е. что Я умираю за вас, что Я прибег к вашей любви – не с тем, чтобы порицать вас, но чтобы побудить вас к взаимной любви между собой. А так как ученики были смущены той мыслью, что их ненавидят уже все иудеи, то Иисус Христос далее утешает их и в этом отношении.

Стих 18. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде.7 Под миром разумеет здесь Иисус Христос враждебных Ему иудеев. Пусть будет, говорит Он, утешением для вас то, что прежде вас возненавидели Меня; радуйтесь тому, что вместе со Мною и вас ненавидят злые. Затем Иисус Христос высказывает и другое утешение ученикам, именно – что злые любили бы их, если бы они сами были из числа злых.

Стих 19. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы...1 подобное, так как подобное подобному радуется.

Стих 19... Якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир.2 Итак, то, что злые ненавидят вас, служит доказательством вашей добродетели, подобно тому как служило бы доказательством вашей злобы то, если бы вас любили такие люди. Ободрив несколько упавший дух учеников, Иисус Христос опять утешает их в том, что должно случиться с Ним Самим.