Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 5. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши?7 Видя, что ученики так поражены печалью, что не могут ничего сказать и давать ответы на Его вопросы, Иисус Христос порицает такую безмолвную их печаль, говоря: ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши? Правда, Петр спрашивал Иисуса Христа: Господи, камо идеши (Ин. 13, 36)? Но говоря: камо идеши, Петр спрашивал тогда о месте; а здесь слова – камо идеши означают: что Ты делаешь? Так обыкновенно спрашивают человека, бросающегося на смерть, опечаленные этим близкие ему люди. Так следовало бы и ученикам спросить Иисуса Христа: камо идеши? т.е. что Ты делаешь, оставляя нас? Можно и иначе объяснить: так как Иисус Христос не ответил на вопрос Петра, куда он идет, то им следовало опять спросить Его.

Стих 6. Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша.8 Вы слишком опечалились и потому молчите.

Стих 7. Но Аз истину вам глаголю...,2 потому что Я сама Истина. Хотя бы вы гораздо больше были опечалены, однако, Я говорю истину и не скрою того, что может опечалить вас, как делают те, которые говорят из угождения. Затем, продолжая утешать учеников, Иисус Христос показывает, что самое отшествие Его для них полезно.

Стих 7… Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам.3 Вы, конечно, желаете, чтобы Я жил с вами, между тем как для вас полезнее совершенно иное. А всякий заботливый начальник не должен потворствовать своим возлюбленным питомцам, когда они желают бесполезного. Пресвятая Троица свыше благоволила, чтобы Бог Отец привлек учеников к Сыну, Сын научил их, и Дух Святой усовершил. Два дела уже исполнилось; должно было исполниться и третьему, именно – чтобы Дух Святой сделал учеников более совершенными, но это могло исполниться не прежде, чем уйдет Сын. Поэтому-то и сказал Иисус Христос ученикам: уне есть вам, да Аз иду и т.д. Подобно тому как аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, так: и если Утешитель не придет к вам, вы не сделаетесь более совершенными. Итак, необходимо, чтобы Я пошел, совершив то дело, которое Я должен был совершить, – необходимо для того, чтобы пришел другой Утешитель и сделал вас более совершенными.

Стих 8. И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде...4. Обличит, т.е. осудит, наконец, злых людей, покажет, что они не имеют никакого оправдания, когда, после Моей смерти, откроет возвышенное учение и когда будут совершаться величайшие чудеса с призыванием Моего имени. Что же после этого эти злые люди скажут против Меня основательно? Может ли чье-либо имя, и притом после смерти, творить такие чудеса? Конечно, нет. Далее Иисус Христос объясняет, в чем же именно Дух Святой обличит мир.

Стих 9. О гресе убо, яко не веруют в Мя.5 А не уверовать до того времени в Меня – непростительный грех.

Стих 10. О правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене.6 Только праведный может идти к Богу и быть с Ним; такое значение имеют слова: и ктому не видите Мене. Если бы Я, как бы так говорит Иисус Христос, не был праведным, то каким образом Я пошел бы к Богу? Каким образом грешник, обольститель, нарушитель закона и противящийся Богу мог бы пойти к праведному, истинному, законодателю, к Богу? Но откуда будет видно, что Иисус Христос пойдет к Богу и будет с Ним? Откуда? Из свидетельства Святого Духа, которое откроется в просвещении учеников и в чудесах во имя Иисуса Христа, как сказано было выше. И ктому не видите Мене – разумеется – в теперешнем бесславии и уничижении, потому что ученики увидят Иисуса Христа, но уже не в таком виде, как прежде.

Стих 11. О суде же, яко князь мира сего осужден бысть..., что диавол уже осужден, лишен своего могущества и совершенно не может выносить уже Моего имени, но тотчас бежит. Каким же образом могло бы это случиться с диаволом, если бы Я, говорит Иисус Христос, считал его Своим другом, как говорят злые люди, именно – будто бы Я изгоняю бесов силой веельзевула, князя бесовского (Мф. 12, 24), что Я имею беса и пр.? Вкратце всю речь Иисуса Христа о Духе Святом можно передать так. Когда придет Утешитель, говорит Иисус Христос, то Он обличит злых людей о грехе, так как они грешат, не уверовав доселе, – о правде, так как Я праведен, а не грешен, как они говорят, – о суде, или об осуждении, так как осужден князь бесовский, и, конечно, осужден как враг, а не как друг Мой.

Стих 12. Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне...,1 так как вы еще несовершенны, еще не укрепились теми страшными и чудесными знамениями, которые совершатся при крестных страданиях и Воскресении Моем, – еще не облеклись силой свыше (Лк. 24, 49).

Стих 13. Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину..., чтобы вы знали всякую истину Божественного учения, какую только вам следует знать. Затем, чтобы ученики, слыша все это о Святом Духе, не почли Его большим и от этого не впали в крайнее нечестие, Иисус Христос сейчас же предупреждает и говорит:

Стих 13... Не от Себе бо глаголати имать...,2 подобно тому как и Я, – что выше уже в различных местах было объяснено. Ни у одного из Лиц Пресвятой Троицы нет ничего Своего особенного; кроме свойств нерожденности, рожденности и исхождения – все у Них общее.

Стих 13... но елика аще услышит, глаголати имать...,3 все, что ни услышит от Бога Отца, как часто Я говорил и о Себе, показывая этим единство существа, единство природы, равенство и совершенное подобие. Как Сын есть исполнение закона и пророков, потому что Он в действительности исполнил то, что там было только предызображено, так и Дух Божий есть исполнение Евангелия, потому что Он восполнил дело Сына, как и Сын – Отца.

Стих 13... и грядущая возвестит вам,4 и чтобы вы по неосторожности не спотыкались, удостоит вас дара предвидения.

Стих 14. Он Мя прославит..., именем Моим подавая вам силы, яснее раскрывая пред вами тайну Моего воплощения.