Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 23. И в той день Мене не вопросите ничесоже.3 В той день, т.е. когда придет Утешитель, Мене не вопросите ничесоже из того, о чем вы теперь спрашиваете, именно – камо идеши? покажи нам Отца и т.п., потому что все это вы узнаете от Утешителя (или иначе: не будет необходимости в том, чтобы Я жил с вами телом – такое значение имеют слова: Мене не вопросите ничесоже, – но, призвав имя Мое, вы получите все, о чем ни попросите. Об этом говорит далее Иисус Христос).

Стих 23... Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам.4 А чье имя имеет такую силу, Тот без сомнения есть Бог. Поэтому и Давид, воспевая это имя в различных местах, между прочим говорит: яко чудно имя Твое по всей земли (Пс. 8, 2),5 – а также: яко вознесеся имя Того единаго (Пс. 148, 13).6 Следует заметить, что удовлетворение просьбы Иисус Христос приписывает иногда Богу Отцу, иногда же Себе, как и многие другие дела, – а здесь и Богу Отцу и Себе, так как прибавляет: во имя Мое. Так нужно объяснять и все те места, где есть такое прибавление (Елика аще чесо просите, разумеется, достойного, полезного).

Стих 24. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое...7 Правда, ученики действовали во имя Иисуса Христа и тогда, когда Он послал их и даровал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь, и всякую немощь (Мф. 10, 1); но тогда они не просили об этом Бога Отца во имя Иисуса Христа.

Стих 24... Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет..., чтобы вы, зная, какую силу имеет Мое имя, имели радость совершенную, т.е. великую, сильную.

Стих 25... Сия в притчах глаголах вам..., т.е. прикровенно, не вполне ясно, потому что вы от страха и печали не можете быть внимательными и глубже вникать в то, что вам говорится.

Стих 25... Но приидет час, егда ктому в причтах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам.8 Наступает время, разумеется – Воскресения Моего, когда Я буду учить вас неприкровенно, прямо, потому что тогда наступит для вас радость. И действительно, Иисус Христос по Воскресении Своем в продолжение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царствии Божием, как повествует книга Деяний (Деян. 1, 3).

Стих 26. В той день во имя Мое воспросите... День очень часто употребляется вместо: время. Постоянно говорит Иисус Христос ученикам о просьбе во имя Его, чтобы этим убедить их в Своей силе и внушить им безбоязненность.

Стих 26... И не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас. Тогда уже Я не скажу вам: Я буду просить Отца о вас.

Стих 27. Сам во Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох.1 Сам Отец тогда будет любить вас, как и Я, потому что вы будете пребывать в любви и вере в Меня.

Стих 28. Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу.2 Изыдох, приидох, оставляю, иду – все это и тому подобное Иисус Христос говорит, снисходя к слабому пониманию учеников, как уже часто мы об этом говорили. Как Бог, Он был и в Отце, и в мире, потому что Бог есть существо беспредельное (Слова – изыдох от Отца указывают на то, что Иисус Христос – из существа Бога Отца, т.е. что Он – Истинный Сын Бога Отца, – и приидох в мир – указывают на Его воплощение, равно как и слова: оставляю мир, а: иду ко Отцу – указывают на восстановление Его в прежнем могуществе и славе).

Стих 29. Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши.3 Ты ничего не говоришь теперь прикровенно, мы понимаем, что Ты теперь говоришь.

Стих 50. Ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает...4 Так говорят ученики потому, что предыдущая речь Спасителя доставила им великое утешение. Они узнали, что Иисус Христос воскреснет и опять будет учить их, – что их будет любить Бог Отец. Первое внушало ученикам надежду на помощь, а второе – уверенность в правоте веры их. Все это они тогда хорошо уже поняли. Итак, ученики говорят: ныне вемы, яко веси вся, даже тайны людей, и не требуеши, да кто Тя вопрошает, о чем хочет узнать, потому что Ты Сам предупреждаешь и разрешаешь недоумение. Так, когда и мы спрашивали друг друга, что означают слова: вмале, и ктому не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя и т.д., хотя мы не обращались к Тебе с вопросом , однако Ты объяснил нам это и успокоил наши мысли.

Стих 30-31... О сем веруем, яко от Бога изшел еси. Отвеща им Иисус: ныне ли веруете?5 Как бы в благодарность Господу за Его прежние слова, ученики сами сказали: поэтому мы вполне веруем, что Ты послан от Бога, что Ты Сын Божий. А Иисус Христос, порицая несовершенную еще веру учеников, сказал: ныне ли совершенно веруете? Еще нет: в этом обличит вас наступившее уже время.

Стих 32. Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите...6 Под часом, или временем, Иисус Христос разумеет здесь нападение сообщников Иуды предателя, когда ученики, оставив Его, все бежали, как пишет евангелист Матфей (26, 56), тогда действительно страх обнаружил несовершенную веру учеников, так как они соблазнились несколько страданиями Спасителя.