Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 13... И сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.2 Находясь еще в мире, Я говорю ученикам это, именно: к Тебе гряду и святи их, – говорю для того, чтобы они имели совершенную радость о Мне, будучи убеждены, что и Меня не удержит ад, и Ты будешь им помощником. Хотя они и верили этому, но не будучи еще вполне убеждены, колебались в своих мыслях и не могли быть покойны (Или: Я говорю это уничиженно и человекообразно, чтобы успокоив свои слабые еще умы, ученики исполнились радости совершенной, не считая Меня за противника Богу Отцу).

Стих 14. Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже (и) Аз от мира несмь.3 Я передал ученикам Твое слово, т.е. то, которое содержится в Евангелии, и злые люди возненавидели их, так как по своему незлобию ученики уже не принадлежали к их числу. И прежде Господь говорил к ученикам: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (Ин. 15, 19). И там, и здесь под миром Он разумеет злых людей, по причине их любви к миру и удовольствиям его. Так как учеников Моих, говорит Иисус Христос Богу Отцу, возненавидели за Твое слово, то Ты и сохраняй их.

Стих 15. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни.4 Поясняет Иисус Христос, о чем именно Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не умрут, прежде чем исполнят дело проповеди, и что их будет охранять Бог Отец.

Стих 16. От мира не суть…5 Очень часто Иисус Христос повторяет эти слова, свидетельствуя этим о незлобии учеников, чтобы они были мужественны и не смущались, когда их будут ненавидеть, зная, что зло всегда идет против добродетели. Вместе с тем, Иисус Христос высказывает и похвалу ученикам пред Отцом Своим, свидетельствуя этим о Своей любви к ним. Они, говорит Иисус Христос, граждане неба, так как думают не о мирском, а о небесном.

Стих 16... Якоже (и) Аз от мира несмь.6 Самим сравнением с Собою Иисус Христос тоже утешает учеников и побуждает к мужеству.

Стих 17. Святи их во истину Твою...7 Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной.

Стих 17... Слово Твое истина есть. Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 13). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12, 49)).

Стих 18. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир.8 Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их; или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их; но Ты – Отец Мне по естеству, а Я – Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

Стих 19. И за них Аз свящу Себе...1 Я добровольно приношу Себя в жертву. Под освящением здесь Иисус Христос разумеет принесение в жертву, так как слово – освящение – может иметь и такое значение, кроме многих других.

Стих 19... Да и тии будут священи во истину...,2 чтобы и ученики Мои принесены были в истинную жертву, так как жертва законная была только прообразом, а не истиной, – чтобы и они были принесены в жертву так, как принесен был и Глава их. Или: да и тии будут священи во истину, как сами пожертвовавшие собою. Вменихомся, сказано в Писании, яко овцы заколения (Пс. 43, 23);3 и представите телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1).4 Значит, можно принести себя в жертву и не быть убитым. А чтобы кто-либо не подумал, что Иисус Христос говорит это только об апостолах, Он продолжает Свою речь.

Стихи 20-21. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут...5 Опять Иисус Христос высказал и утешение ученикам, показывая, что через их проповедь и другие сделаются учениками.

Стих 21... Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.6 Как Ты в Моей любви и Я в Твоей, так и они пусть будут едино в Нас, т.е. по вере в Нас. Составляя одно по вере в Нас, они будут составлять одно и по взаимной любви между собою, так как Иисус Христос прежде говорил: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21), и: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Начав свою речь с любви и единомыслия, Иисус Христос в заключение возвращается к тому же, показывая этим, что любовь весьма желательна и приятна Богу.

Стих 21... Да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси...,7 чтобы и мир уверовал, что Ты Меня послал, поверив апостолам, которые будут проповедовать об этом. И ничто не будет служить таким препятствием для проповеди, как разделение проповедников, вследствие различия веры и взаимной вражды между собой. Если они будут спорить между собой, то скажут, что они ученики не миролюбивого Учителя; а если они ученики не миролюбивого Учителя, то, значит, они не Тобою, Отче, посланы; а если они будут между собой в согласии и будут исполнять Мои заповеди, то все узнают, что они – Мои ученики, и что Ты, Отче, Меня послал.

Стих 22. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им…,8 славу, которую они приобрели учением и чудесами, или даже согласием между собою, так как они не менее прославились последним, чем первыми. Иисус Христос сказал – дах, указывая этим на Свое достоинство и равенство чести с Отцом, как это Он часто делает и в других местах.