Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 38... И сие рек, паки изыде ко Иудеом и глагола им: аз ни единыя вины обретаю в Нем.4 Опять прочитай объяснение слов: и вопроси Его игемон, глаголя: Ты ли еси Царь Иудейский? (Мф. 27, 11). Там найдешь объяснение повествований Луки и Иоанна.

Стих 39. Есть же обычай вам, да единаго вам отпущу на Пасху: хощете ли убо, (да) отпущу вам Царя Иудейска?5 Смотри толкование слов: на (всяк) же праздник обычай бе игемону отпущати единаго народу связня, Егоже хотяху (Мф. 27, 15). Там объяснен и этот стих.

Стих 40. Возопиша же паки вси, глаголюще: не Сего, но Варавву. Бе же Варавва разбойник.6 В вышеупомянутой двадцать седьмой главе евангелист Матфей пишет: архиерее же и старцы наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят (Мф. 27, 20). Прочитай объяснение этих слов.

ГЛАВА XIX

Стихи 1-3. Тогда убо Пилат поят Иисуса и би Его. И воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его, и глаголаху: радуйся, Царю Иудейский. И бияху Его по ланитома.7 Все это объяснено при толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея (Иоанн здесь сокращает рассказ, так как об этом уже писали другие евангелисты, но старается всегда вставлять то, что ими пропущено. Но зачем Иоанн упоминает даже о том, что было известно из других Евангелий? Потому что иначе Он не мог связно записать только то, чего не записали другие евангелисты).

Стих 4. Изыде убо паки вон Пилат и глагола им: се, извожду Его вам вон,8 т.е. из претории.

Стих 4... Да разумеете, яко в Нем ни единыя вины обретаю.9 Так сказал Пилат, желая узнать мнение об этом самих обвинителей.

Стих 5. Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу.2 (Пилат вывел Иисуса Христа в такой позорной одежде, чтобы иудеи, видя такое бесчестие своего врага, удовлетворились этим и успокоились).

Стих 5... И глагола им: се, Человек... Человеком назвал Пилат Иисуса Христа из сострадания, чтобы и у них возбудить сострадание к Нему.

Стих 6. Егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его. Лишь только увидели они Иисуса Христа, как подобно разъяренным псам неистово залаяли на Него (и подобно диким зверям, почувствовавшим добычу, тотчас же бросились на Него. Упоенные ненавистью, они совершенно потеряли рассудок и неистово требовали смерти Иисуса Христа).

Стих 6... Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните, аз во не обретаю в Нем вины...,3 вы, несправедливые. Разгневанный насилием и бесстыдством иудеев, Пилат предоставил Иисуса Христа их воле.

Стих 7… Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори...,4 разумеется – по естеству. Так сказали иудеи, чтобы отклонить от себя обвинение в несправедливости. Не зная что делать, они перескочили уже к другому обвинению. Но что же Иисус Христос? В то время как на Него возводили такие обвинения, Он молчал, исполняя пророчество: не отверзает уст Своих (Ис. 53, 7).

Стих 8. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся…5 того, что, может быть, Иисус Христос действительно был Бог и мог наказать его, потерпев от него такое поругание.

Стих 9. И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты?...6 Уже не спрашивает Его: что еси сотворил (Ин. 18, 35)? а – откуду еси Ты? с небес или от земли?