Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 23... Ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему, т.е. не сеновных, но истинных, приносящих Ему не телесные, но духовные жертвы. Говоря ищет, Иисус Христос показывает, что Отцу не угодно законное служение, и Он некогда установил его и терпел до сего времени только по снисхождению, ради грубости и немощи евреев.

Стих 24. Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися.4 Дух, т.е. бестелесен; поэтому и служащие Ему должны служить духовно, не в сени, но в истине, так как такое служение вполне соответственно и богоприлично. Духовное же служение есть смиренномудрие: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19)5, и молитва: пожри Богови жертву хвалы (Пс. 49, 14)6, одним словом, всякая духовная добродетель: тогда благоволиши жертву правды (Пс. 50, 21)7, где под правдой разумеется вообще всякая добродетель, через которую человек делается праведным.

Стих 25. Глагола Ему жена: вем, яко Мессиа приидет, глаголемый Христос: егда Той приидет, возвестит нам вся.8 Она удивлялась высоте сказанного, но все-таки оставалась в недоумении относительно того, что слышала. Но откуда у самарян ожидание пришествия Христова? Из писаний Моисеевых. Моисей писал: Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь, Того послушайте (Втор. 18, 15).9

Стих 26. Глагола ей Иисус: Аз есмь, глаголяй с тобою.10 Когда иудеи настаивали и говорили: доколе душы наша вземлеши? аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся (Ин. 10, 24), Он прямо не ответил им на это, а ей тотчас открыл Себя, так как она была благоразумнее их. Иудеи желали узнать не для того, чтобы уверовать, а чтобы издеваться над Ним, а она, узнав, тотчас уверовала.

Стих 27. И тогда приидоша ученицы Его…,1 т.е. когда это было сказано.

Стих 27… и чудяхуся, яко с женой глаголаше…,2 что такой человек разговаривает с простой женщиной.

Стих 27… Обаче никтоже рече: чесо ищеши; или: что глаголеши с нею?3 Ученики ничего не сказали из уважения к Нему. Они уже научились не исследовать подробно всех действий своего Учителя, а также знали, что Он прикладывает лекарство к душевным ее ранам.

Стихи 28-29. Остави же водонос свой жена, и иде во град, и глагола человеком: приидите (и) видите Человека, Иже рече ми вся, елика сотворих: еда Той есть Христос?4 Она пришла к чувственному источнику, но, найдя разумный, так возгорелась огнем духовных ключей, что оставила сосуд и нужду, за которой пришла, побежала в город и привлекла к Иисусу Христу весь народ, уча этим и нас – презирать все житейское, когда достигнем духовного. И обрати внимание на мудрость этой женщины. Она, хотя и уверовала, что это Христос, не сказала: «Пойдите, посмотрите Христа», – чтобы не показалось, что она сама судит о таком деле, между тем как узнать всеми ожидаемого Мессию было весьма важным делом, – но зовет других судей и, чтобы еще скорее привлечь их, предлагает им как бы некоторого рода приманку – открытие своих грехов. Она знала, что если только они вкусят речей Его, тотчас же будут уловлены. Еда той есть Христос, вместо – может быть Христос? показывает вид, что сомневается, чтобы они дали свое мнение.

Стихи 30-31. Изыдоша же из града и грядяху к Нему. Между же сим моляху Его ученицы (Его), глаголюще: Равви, яждь.5 Видя, что Иисус Христос устал от пути и продолжительного солнечного зноя, ученики молили Его, т.е. приглашали есть; это было делом скорее нежной любви, чем дерзости.

Стих 32-33. Он же рече им: Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте. Глаголаху убо ученицы к себе: еда кто принесе Ему ясти?6 Он пищей называл спасение людей, а ученики, понимая это как о пище чувственной, недоумевали между собой, но не решались спросить Его. Тогда Он сам объясняет это слово.

Стих 34. Глагола им Иисус: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его.7 Воля пославшего Его Отца и порученное Ему дело это – спасение людей. Называет его пищей, чтобы самим названием показать, что Он сильно желает спасти людей: как вкушающий пишу сильно желает ее, так и Он – спасения людей. Говорит, что Он послан Отцом, или как Человек, или как Слово, происшедшее из родившего Его ума, или же воздавая честь Отцу.

Стих 35. Не вы ли глаголете, яко еще четыри месяцы суть, и жатва приидет; Се, глаголю вам: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже.8 Ученики говорили, конечно, о чувственной жатве, а Иисус Христос говорит теперь о духовной и указывает на ее наступление, называя нивами толпы идущих уже к Нему самарян, и притом – белыми, так как они готовы уже были к вере. И вера есть жатва, пожинаемая от неверия и приносимая ко Христу. Как белые посевы готовы к жатве, так и они к вере.

Стих 36. И жняй мзду приемлет…1 И кто жнет такого рода нивы, получает от Бога награду. В более общем смысле Иисус Христос говорит здесь о всех имеющих уверовать самарянах и иудеях.

Стих 36... и собирает плод в живот вечный... Кто пожинает чувственные нивы, собирает плод для временной жизни, а этот – для жизни вечной.