Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стихи 49-50. Глагола к Нему царев муж: Господи, сниди, прежде даже не умрет отроча мое. Глагола ему Иисус: иди, сын твой жив есть. И верова человек словеси, еже рече ему Иисус, и идяше.1 Царедворец думал, что Иисус Христос не мог бы воскресить умершего сына.

Стих 51-52. Абие же входящу ему, (се,) раби его сретоша его и возвестиша (ему), глаголюще, яко сын твой жив есть. Вопрошаше убо от них о часе, в который легчае (χομψοτερον) ему бысть,2 – слабее, свободнее, легче.

Стих 52... и реша ему, яко вчера в час седмый остави его огнь.3 Капернаум был далеко от Каны; поэтому слуги не могли известить его в тот же день о выздоровлении сына.

Стих 53. Разуме же отец, яко той бе час, в оньже рече ему Иисус, яко сын твой жив есть...,4 именно – что в тот же час оставила его горячка.

Стих 53... И верова сам и весь дом его. Теперь, когда выздоровел сын, он уверовал искренно. Справедливо поэтому упрекал его знавший его сердце Иисус Христос, говоря: аще знамений и чудес не видите, не имате веровати (Ин. 4,48). Знамения суть события естественные, как например, выздоравливание больных, а чудеса – сверхъестественные, как например, воскрешение мертвых и прозрение слепых; хотя в несобственном смысле они называются и наоборот.

Стих 54. Сие паки второе знамение сотвори Иисус, пришед от Иудеи в Галилею.5 И прежде сказав: прииде же паки Иисус в Кану Галилейскую, идеже претвори воду в вино (Ин. 4, 46), евангелист не напрасно упомянул о чуде, но хотел показать, что после его совершения иудеи оказались по вере хуже самарян, и теперь, говоря: сие паки второе знамение сотвори Иисус, – евангелист равным же образом порицает их за то, что они, видя второе чудо, не могли возвыситься до той степени веры, какую имели самаряне, не видевшие ни одного чуда. Вторым это знамение назвал евангелист не потому, что после первого Иисус Христос не сотворил никакого во всей Палестине, а потому, что это было второе, совершенное в Кане.

ГЛАВА V

Стих 1. По сих (же) бе праздник Иудейский...,6 т.е. Пятидесятница.

Стих 1… И взыде Иисус во Иерусалим.7 Во время праздников Иисус Христос постоянно находился в этом городе, как для того, чтобы вместе с другими проводить праздник по закону, так и для того, чтобы привлекать к Себе толпы неиспорченного народа, стекавшегося сюда во время праздников со всех сторон.

Стих 2. Есть же во Иерусалимех Овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда...8 Есть в Иерусалиме купальня в местности, называемой Овчей. Называли ее так просто по древнему преданию, или, как говорят некоторые, потому что в древности сюда сгоняли овец, предназначенных для жертвоприношений во время праздников, и внутренности их вымывали этой водой.

Стих 2... пять притвор имущи.1 Притвор это – галерея или крытый ход; купальня имела вокруг себя пять таких ходов. Так как там действовала сила Божия, то была устроена и купальня, и притворы для больных.

Стихи 3-4. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды: Ангел бо Господень на (всяко) лето схождаше в купель и возмущаше воду: (и) иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержимь бываше.2 Перечислением этих болезней указывалось и на другие. Сказав: на всяко лето (κατα καιρον – вовремя, в определенное время) схождаше, евангелист показал, что чудо это совершалось не во всякое время, а только в определенное, неизвестное, впрочем, для людей, но, как кажется, много раз в течение года. Поэтому в этих притворах лежало большое число больных. Но хромые и сухие могли заметить это время, так как видели возмущение воды; а как же слепые? Они узнавали об этом по поднимавшемуся шуму; притом же они имели слуг, наблюдающих за этим. Эта купель была прообразом купели Святого Крещения: как та исцеляла болезни, так и эта исцеляет; но та исцеляла болезни телесные, а эта – душевные, та – в определенное только время, а эта – всегда, та – при схождении Ангела, а эта – при наитии Святого Духа, так как новые священнодействия больше ветхих.

Стих 5. Бе же ту некий человек, тридесять и осмь лет имый в недузе (своем).3 Болезнь его была расслабление. Это не тот расслабленный, о котором упоминается у Матфея, как это обстоятельно показано при изъяснении девятой главы (2 ст.) его Евангелия.