Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 45... Всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне...,3 слышавший обо Мне духовно. А чтобы не подумали по своей грубости, что кто-либо чувственным образом слышал от Отца, видя Его как прилично человеку, Иисус Христос говорит:

Стих 46. Не яко Отца видел есть кто…4 – чтобы он мог и чувственным образом слышать от Него, так как Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18).

Стих 46... Токмо Сый от Бога...5 Кроме Того, Кто рожден от Бога, потому что такое значение имеют здесь слова – Сый от Бога. Но почему же Иисус Христос не изложил этого яснее? Вследствие немощи их. Если при словах: с небесе снидох, – они соблазнились, то чего бы они ни сделали, если бы Он сказал об этом яснее?

Стих 46... Сей виде Отца6 будучи одного и того же существа.

Стих 47. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя имать живот вечный.7 То же самое Иисус Христос сказал и выше, говоря: да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный (Ин. 6, 40).

Стих 48. Аз есмь хлеб животный.8 Иисус Христос сказал это и выше. Он есть хлеб жизни, как питающий душу Своим учением и сохраняющий жизнь, и притом вечную. Мало-помалу Спаситель возвышает Своих слушателей и спокойно открывает им относительно Своего Божества.

Стих 49. Отцы ваши ядоша манну в пустыни и умроша.9 Так как выше они сказали: отцы наши ядоша манну в пустыни (Ин. 6, 31), – то Он теперь делает сравнение той манны и этого хлеба, сшедшего с неба, т.е. хлеба жизни.

Стих 50. Сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него яст, не умрет...,10 сходящий с неба для того, чтобы питать и даровать бессмертие. Затем поясняет свою речь и учит, что это за хлеб, о котором Он говорит.

Стих 51. Аз есмь хлеб животный...,11 всегда живущий и подающий жизнь.

Стих 51. Иже сшедый с небесе...12 по Божеству. И выше Иисус Христос говорил это о Себе в различных местах, побуждая их частым повторением к тому, чтобы они спросили: каким образом Он есть хлеб оживляющий и как Он сошел с неба; но иудеи, заботясь об одном только служении чреву, все остальное считали лишним, как выше мы сказали.

Стих 51... Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки...,13 если кто-либо примет Его учение; а принимающий это Его учение, которое есть пища, питающая душу, вкушает Его Самого. Жив будет во веки, т.е. всегда, потому что он никогда не умрет духовной смертью; духовная же смерть есть отделение от Бога, подобно тому как телесная смерть есть отделение от души. Тело оживляет душа, а душу – Бог. Правда многие приняли учение Иисуса Христа и погибли, но они худо воспользовались этим принятием; теперь же речь о тех, которые хорошо воспользовались им, а не о тех, которые испортили его примесью ложных учений и развращенной жизнью. Итак, Иисус Христос показал, что Он дает им лучший хлеб, чем манна, которую ели отцы их в пустыне: вкушавшие манну умерли, а вкушающие этот хлеб будут жить вовек.

Стих 51... И хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть...1 Двояким образом Иисус Христос есть хлеб, именно по Своему Божеству и по человечеству. Сказав о том, каким образом Он есть хлеб по Божеству, учит теперь о том, каким образом Он есть хлеб по человечеству. И не сказал: егоже даю, но: егоже дам, так как намерен был дать его еще во время последней вечери, когда, взяв хлеб и благословив, преломил, дал ученикам и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Найди двадцать шестую главу Евангелия от Матфея, именно то место, где написано: во оставление грехов (ст. 28); прочитай все толкование и поймешь, каким образом Тело Иисуса Христа есть хлеб.

Стих 51... Юже Аз дам за живот мира...,2 дам на смерть: здесь Иисус Христос указывает на Свое распятие. Словами: юже Аз дам – обозначает, что страдания Его будут добровольны.

Стих 52. Пряхуся же между собою Жидове, глаголюще: како может Сей нам дати Плоть Свою ясти?3 Смущались, потому что не могли поверить словам, которые казались невозможными. Судя обо всем по естественным законам, они не приняли ничего сверхъестественного.