Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 53. Рече же им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе.4 Они считали это невозможным, а Иисус Христос показывает, что это не только вполне возможно, но даже и необходимо, как сделал и по отношению к Никодиму. Присоединил: Крове Его, указывая этим на хлеб и чашу, которые, как сказано, Он имел преподать ученикам на последней вечери. Жизнью – опять называет вечную, или блаженную.

Стих 54. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный…5 Постоянно обращается к речи о Таинствах, показывая необходимость этого дела, именно – что это непременно должно быть.

Стих 54. И Аз воскрешу его в последний день.6 Часто повторяет речь о жизни и воскресении, желая запечатлеть ее в уме слушателей. То, что мы в различных местах высказали уже прежде, теперь повторим вкратце, именно – так как все люди воскреснут и все будут жить вечно, то нужно полагать, что воскресение праведных будет для блаженства, а грешных – для наказания, и опять – вечная жизнь праведных будет в блаженстве, а грешных – в наказании.

Стих 55. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво.7 Истинно есть брашно, т.е. важнейшее, так как оно питает важнейшую часть человека – душу; равным образом и кровь. Или Иисус Христос сказал это, уверяя, что Он говорит не загадку или притчу.

Стих 56. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.8 Во Мне пребывает, соединяется со Мною через Причастие и приобщение Моего Тела и Моей Крови, становится одного со Мною тела и делается причастником находящейся во Мне жизни; а если он во Мне, то, конечно, и Я в нем.

Стих 57. Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради...2 Так как послал Меня живой Отец, то и Я живу неизменно, потому что рожден живым Отцом.

Стих 57... И ядый Мя, и той жив будет Мене ради.3 Подобно тому как Я живу, потому что родился от живого Отца, так и ядущий Меня будет жить, потому что он будет вкушать Меня, Который есть жизнь, и будет причастником этой жизни.

Стих 58. Сей есть хлеб сшедый с небесе...,4 подающий вечную жизнь.

Стих 58... Не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша...5 Вкушающие этого хлеба не умирают, якоже ядоша отцы ваши манну и умроша. Правда, как те, которые ели манну, умерли по плоти, так умирают по плоти и вкушающие этого хлеба, но если они умирают в надежде на вечную жизнь, то, кажется, не умирают, а засыпают.

Стих 58. Ядый хлеб сей жив будет во веки.6 Много останавливался Иисус Христос на речи о хлебе и о жизни, зная, что хлеб необходим и жизнь приятна: необходим хлеб телесный телесным, а духовный – духовным, и приятна жизнь телесная телесным, а духовная – духовным.

Стихи 59-60. Сия рече на сонмищи, учя в Капернауме. Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати?7 Жестоко, т.е. неудобоприемлемо, слово сие о вкушении Его; кто может принять его? Говорившие это были ученики, но не из двенадцати, а из семидесяти. Некоторые говорят, что это были ученики Иисуса Христа, не из числа двенадцати и даже не из семидесяти, так как и многие другие следовали часто за Ним. Намереваясь отпасть, они как бы оправдывают себя, между тем как им нужно было дождаться удобного времени и убедиться относительно того, что показалось им странным, а не отказаться: так сделали двенадцать учеников. Благоразумный ученик выслушивает все слова своего учителя, а когда представится случай, осторожно спрашивает о том, что превышает его понимание.

Стих 61. Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им: сие ли вы блазнит?8 И то служит доказательством Его Божества, что Он открывает их тайны, так как они роптали между собой тайно.

Стих 62. Аще убо узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде?9 Пропущено: что вы скажете? Говорит здесь о будущем вознесении Своем на небо. Восходяща по человечеству, идеже прежде бе по Божеству. Кто может сделать тело это небесным, тот, конечно, может сделать его и пищей для людей.

Стих 63. Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже…10 Духом называет здесь духовное разумение сказанного, равным образом плотью – плотское разумение этого. Речь здесь вовсе не о животворящей плоти Иисуса Христа. Итак, Он говорит, что духовное разумение этого доставляет жизнь, о которой уже выше говорилось, а плотское разумение этого не пользует нимало.