Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 7. Не может мир ненавидети вас..., как своих друзей и единомышленников; поэтому вы и идете к нему. Миром называет здесь иудеев, думающих о мирском.

Стих 7... Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть.2 Мне же он враждебен, потому что Я показываю, что дела его злы; поэтому Я и не иду теперь к нему, чтобы быть убитым, а тогда пойду, когда настанет время. Этим Иисус Христос показывает, что иудеи особенно ненавидели Его за обличение, хотя сами они говорили, что ненавидят Его, потому что Он нарушает закон и противится Богу, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равен Ся творя Богу (Ин. 5, 18). Обрати только внимание на то, как кротко перенес Спаситель злоумышленный совет братьев. Но не так поступаем мы, а тотчас же сердимся, негодуем и всевозможными средствами мстим таким людям. Каким же образом мы будем учениками Его?

Стих 8. Вы взыдите в праздник сей...3 – вышеупомянутый праздник поставления кущей; вы – друзья иудеев, не видящие для себя никакой опасности.

Стих 8... Аз не (ουπω) взыду в праздник сей...4 Не сказал: «Я не пойду»,- но: «Я еще не пойду», – т.е. не пойду теперь, потому что теперь кипит и в полной силе может обнаружиться гнев иудеев; а подвергать себя очевидной опасности свойственно безрассудной дерзости.

Стих 8... Яко время Мое не у исполнися...,5 время жизни Моей на земле. Хотя Иисус Христос знал, что будет распят во время следующей Пасхи, однако Ему еще должно было творить чудеса, учить и многих привлечь к вере. Итак, слова эти свидетельствуют не о робости, а о премудром смотрении: если бы Иисус Христос пошел тогда в Иудею, то, конечно, там схватили бы убить Его; и если бы схваченный как человек, Он был убит, то это обстоятельство воспрепятствовало бы тому, что Он имел еще сказать и сделать, а если бы как Бог не был схвачен, но уклонился, то не поверили бы Его вочеловечению. Поэтому-то Иисус Христос и располагает премудро время.

Стихи 9-10. Сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде.6. Не пошел с ними по вышеуказанной причине и чтобы они не открыли Его иудеям; но после, когда гнев их начал останавливаться, Он пошел для того, чтобы упрекающие Его в робости знали, что это не робость, но мудрая предусмотрительность.

Стих 10... Не яве, но яко тай,7 как будто скрыто; Он все еще уклонялся, ожидая пока совершенно смягчится гнев, а также, чтобы не узнали даже братья.

Стих 11. Жидове же искаху Его в праздник...8 Прекрасны же дела их в праздничные дни, в которых они видели удобный случай к убийству. Однако, вознамерившись убить во время праздника Иисуса Христа, Который, по их предположению, мог прийти вследствие большого народного собрания, они ошиблись, так как не находили Его.

Стих 11… И глаголаху: где есть Он? Из ненависти не желают даже назвать Его по имени; но вместе с тем речь эта указывает на некоторое смягчение гнева.

Стих 12. И ропот мног бе о Нем в народех...1 – возмущение, спор.

Стих 12... Овии глаголаху, яко благ есть...,2 т.е. люди с неиспорченным сердцем.

Стих 12... Инии же глаголаху: ни, но льстит народы (κοσμον)...3 испорченные. Миром (κοσμος) назвали людей.

Стих 13. Никтоже убо яве глаголаше о Нем, страха ради иудейского.4 Никто из говоривших, что Он добр, не говорил этого о Нем открыто, т.е. вслух, боясь начальников.

Стих 14. Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь и учаше.5 Вошел, когда узнал, что гнев их смягчен, и учил, показывая свою неустрашимость. В преполовение праздника постановления кущей, т.е. в четвертый день, так как праздновали его семь дней.