Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben
Стих 16. И аще сужду Аз, суд Мой истинен есть...5, т.е. верен, справедлив, и Я, значит, справедлив осуждая вас. Затем говорит, почему Его суд истинен.
Стих 16... Яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец...,6 потому что не один только Я сужу, но Я и Отец, так как все у Нас общее, – и что сужу Я, то судит и Отец (так как у обоих Их, как выше было сказано, одна воля). Таким образом, и Отец осуждает вас за то, что вы не верите Его Сыну, Которого Он послал.
Стих 17. И в законе же вашем писано есть, яко двою человеку свидетельство истинно есть...,7 вашем, как вы хвалитесь, потому что Меня вы называете нарушителем закона. Если свидетельство двух человек истинно, то отсюда вы сами могли заключить, на сколько более истинен суд двух судей, и притом таких еще судей. Говорит об этом везде Иисус Христос прикровенно ради немощи слушателей, чтобы для них это было не ясно, а вполне ясно было только для более твердых христиан. Во всех подобных случаях усматривай вот эту именно причину.
Стих 18. Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем...8, Обращаясь опять к словам иудеев: Ты о Себе Сам свидетельствуеши, – Иисус Христос говорит: Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем, хотя и никто не свидетельствует о себе самом. Я это делаю, как Бог, а никто не делает, как человек.
Стих 18... И свидетельствует о Мне пославый Мя Отец...,9 если Я кажусь вам недостоверным. А свидетельствует Отец через пророка, говоря: се, дах Тя... во свет языком (Ис. 49, 6),10 т.е. чтобы Ты был светом народов. Выше, в пятой главе (37 ст.), было сказано, каким образом Отец свидетельствует о Нем, где написано: и пославый Мя Отец Сам свидетельствова о Мне.
Стих 19. Глаголаху же Ему: где есть Отец Твой...1 Говорили это, притворяясь, что не знают, о каком это Отце Иисус Христос говорил, и искушая Его.
Стих 19... Отвеща Иисус: ни Мене весте, ни Отца Моего:...,2 как вы притворяетесь; а в действительности вы знаете, как выше было сказано. Или же Иисус Христос сказал это потому, что иудеи притворялись, что знают Его, как сына Иосифа. Следовательно, Он говорит: «Если вы в действительности так знаете, как притворяетесь, то ни Мене весте, так как Я не Иосифа Сын, ни Отца Моего, так как не Иосиф Мой отец».
Стих 19... аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте...,3 так как Мы оба одного и того же существа. И в четырнадцатой главе (9 ст.) Иисус Христос сказал к Филиппу: видевый Мене виде Отца, т.е. познал, постиг; видение и знание разумеет не чувственное, но духовное. А так как вы притворяетесь, что не знаете Меня, то, значит, вы притворяетесь и в том, что не знаете Отца Моего.
Стих 20. Сия глаголы глагола Иисус в газофилакии,...4 эти смелые и решительные слова. Евангелист обозначил место, указывая на свободу Учителя. Газофилакия – сокровищница, о которой подробнее сказано в 12 гл. Евангелия от Марка.
Стих 20... учя в церкви... открыто; газофилакия эта была в храме.
Стих 20... и никтоже ят Его…5, хотя Он говорил так свободно.
Стих 20... Яко не у бе пришел час Его...,6 в который можно было бы Его схватить и убить. Иисусу Христу должно было еще творить чудеса, учить и многих привлечь к вере, как выше мы сказали. Постоянно упоминается об этом для того, чтобы показать, что иудеи не могли схватить Иисуса Христа, хотя часто пытались, что впоследствии они не взяли бы Его, если бы Он не пожелал этого Сам.
Стих 21. Рече же им паки Иисус: Аз иду...7 – отхожу из земной жизни.
Стих 21… и взыщете Мене...8 Иисус Христос сказал это выше; там оно и объяснено.