Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben
Стих 37... Яко слово Мое не вмещается в вы.1 Слово Моего учения, будучи возвышенным, не вмещается в вас, так как вы имеете ум узкий вследствие глупости и направленный долу. Вот вы уже отреклись от того, что так недавно приняли, не будучи в состоянии вместить этого. А чтобы иудеи не сказали: «Ты говоришь это от Себя», – Иисус Христос присоединяет:
Стих 38. Аз, еже видеху Отца Моего, глаголю...,2 что узнал от Отца Своего, чему научился от Него.
Стих 38... И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите,3 т.е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их – дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после.
Стих 39. Отвещаша и реша Ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус:4 Не поняв, о каком отце говорил Иисус Христос, они опять ссылаются на родство с Авраамом. Поэтому Он яснее порицает их.
Стих 39... Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили,5 т.е. правду.
Стих 40. Ныне же ищете Мене убити... Часто порицает это желание их, побуждая к исправлению.
Стих 40... Человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога…6 Слова видех и слышах должно понимать, как употребленные с премудрой целью для выражения планов Домостроительства Божия.
Стих 40... сего Авраам несть сотворил,7 т.е. не искал убить человека, сказавшего истину и невинного.
Стих 41. Вы творите дела отца вашего... – человекоубийство и всякое другое зло.
Стих 41... Реша же Ему: мы от любодеяния несмы рождени: единаго Отца имамы, Бога.8 Так как Иисус Христос основательно доказал, что они не достойны иметь своим отцом Авраама, – чем они сильно хвастались, – то они неразумно ссылаются теперь на то, что имеют отцом своим Бога, по словам Писания: сын Мой первенец Израиль (Исх. 4, 22).9 Но Иисус Христос отнимает у них и эту честь, тоже по основательным причинам. Но почему же они дерзнули назвать отцом своим Бога, когда они негодовали на Иисуса Христа за то, что Он Бога называет Своим Отцом? А потому, что Иисус Христос называл Его Отцом Своим по естеству. Словами: мы от любодеяния несмы рождени, – указывают на народы, происшедшие от Измаила, который родился у Авраама от сожительства с рабыней Агарью, между тем как сами они произошли от Исаака, который родился от законного брака Авраама с Саррою, госпожой самой Агари. Некоторые говорят, что эти проклятые сказали так для того, чтобы оскорбить Иисуса Христа, т.е. указывали на то, что Он не родной Сын Иосифа. Когда желали унизить Его, тогда называли Сыном Иосифа, говоря иногда это, а иногда то, и никогда не соглашались с истиной. Хотя многие из них были рождены от любодеяния, так как у иудеев было много незаконных браков, однако Иисус Христос умалчивает об этом, спеша к более важному.
Стих 42... Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш (бы) был, любили бысте (убо) Мене: Аз бо от Бога изыдох,1 т.е. рожден, или послан, и приидох к вам: не о Себе бо приидох, т.е. не по Своей воле, так как Я не имею особой воли, как прежде было сказано.
Стих 42... Но Той Мя посла,2 как Отец – Сына, как ум – слово.
Стих 43. Почто беседы Моея не разумеете…3 почему вы не понимаете того, что Я говорю? Затем указывает и причину непонимания этого.
Стих 43... Яко не можете слышати словесе Моего…4 (не можете значит здесь – не хотите), так как вы не хотите понимать Моего слова, т.е. возвышенного учения, вследствие низости своей души, обращенной долу и не понимающей ничего возвышенного. Так как они осмелились назвать своим отцом Бога, будучи недостойными родства даже с Авраамом, то Иисус Христос еще яснее порицает их, как неисцелимых, – что вполне соответствовало их бесстыдству, – сдерживая гордость и надменность людей честолюбивых.