Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 44. Вы отца (вашего) диавола есте...5 Вот ваш отец.

Стих 44... И похоти отца вашего хощете творити...6 Похоти этого отца их – человекоубийство и ложь, как затем будет сказано.

Стих 44... Он человекоубийца бе искони...,7 убив первого человека Адама, так как он причинил ему смерть, а затем умертвив сына его Авеля, так как он восстановил против него брата Каина, возбудив в нем зависть.

Стих 44... И во истине не стоит...,8 не устоял, т.е. не пребывает на прямом пути, а ненавидит такую жизнь.

Стих 44... Яко несть истины в нем,9 а, напротив, ложь.

Стих 44... Егда глаголет лжу, от своих глаголет…10 От своих глаголит, потому что ему свойственна ложь, так как он первый изобрел ее и первый воспользовался ею, когда солгал пред Евой, сказав ей чрез змия: не смертию умрете, и... будете яко бози (Быт. 3, 4-5).11

Стих 44... Яко ложь есть...,12 потому что, начиная с того времени, он лжет и во все последующее время.

Стих 44... И отец лжи, т.е. как первый изобретатель ее, о чем сейчас было сказано.

Стих 45. Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне.13 Если бы Я говорил ложь, то вы, конечно, поверили бы, как говорящему то, что свойственно отцу вашему; а так как Я учу истине, то вы не верите Мне, как учащему о том, что ему чуждо. Истиной называет как всякое другое Свое учение, так и то, что Он – Сын Божий.

Стих 46. Кто от вас обличает Мя о гресе?14 Если вы не потому не верите Мне, что Я говорю истину, то скажите: кто от вас обличает Мя о гресе, совершенном Мной, чтобы можно было подумать, что вы не верите Мне по причине этого греха?

Стих 46... Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне?15 Если же никто из вас не обличает Меня во грехе, то значит Я говорю истину; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? Изобличив их таким образом, как злонамеренных, делает еще новое заключение.

Стих 47. Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте.1 Кто от Бога, тот принимает слова Божии и повинуется им; но вы не принимаете, значит вы не от Бога. Отсюда следует далее, что вы лжете, говоря: «Мы имеем одного отца Бога, – мы от Бога». По творению все от Бога, а по родству только те, которые принимают слова Его, повинуются им и доказывают это родство образом своей жизни.

Стих 48. Отвещаша убо Иудее и реша Ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши...2 Следует читать вопросительно. Самарянином называли они Иисуса Христа, как не вполне соблюдающего закон, как им казалось, и предания старцев: таковы были самаряне, – а имеющим беса, как относящего честь Божию к Себе: таковы были бесы; но Иисус Христос делал это, как истинный Бог, а бесы делали это, как обольстители.

Стих 49. Отвеща Иисус: Аз беса не имам...3 Я не бесчещу Бога, как демоны, и не отнимаю у Него Его чести.