Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 11. Аз есмь пастырь добрый...8, т.е. истинный. Выше Иисус Христос назвал Себя дверью, по указанной там причине, а здесь Он называет Себя Пастырем, потому что исполняет все то, что свойственно пастырю, а иудейские пастыри за то, что не исполняют этих обязанностей, порицаются пророком Иезекиилем, о чем будет сказано немного после; называет Он Себя Пастырем еще и потому, что Своими пастырскими словами Он собирает овец в горнюю обитель. В других местах Иисус Христос называется Овцою, Агнцем, Жертвою, Первосвященником и многими другими именами, сообразно тому или другому событию в Домостроительстве Божием.

Стих 11... Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Опять Иисус Христос указывает характерные черты пастыря и наемника.

Стих 12. А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы.1 Иисус Христос здесь пояснил, кто такой наемник, – именно тот, кому овцы не свои. Под волком же в переносном смысле нужно разуметь всякого вредного человека, развратителя, а также диавола, который называется еще львом, змеем, драконом, скорпионом, аспидом и василиском и многими другими именами, сообразно с различными злыми ухищрениями его.

Стих 13. А наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах.2 Везде он ищет собственной безопасности и пренебрегает другими, а истинный пастырь поступает наоборот: он пренебрегает собственной безопасностью и заботится об овцах. Таким образом Иисус Христос указал на два опасных человека: на одного, который приходит с той целью, чтобы украсть, убить и погубить, и на другого, который, видя идущего волка, оставляет овец и бежит. Первым Он указал на Февду и Иуду, а вторым – на иудейских учителей, которые пренебрегают вверенными их попечению и выдают свое стадо, за что порицает их и пророк Иезекииль, говоря: Оле, пастырие Израилевы! Еда пасут пастырие самих себе; не овец ли пасут пастырие (Иез. 34, 2)? ...Далее у пророка перечисляются те обязанности пастыря, которых не исполняли пастыри израилевы, именно: они потерянной овцы не искали, угнанной не возвращали, пораненной не перевязывали, больной не врачевали, потому что они пасли себя самих, а не стадо. От вышеупомянутых опасных людей Иисус Христос отличил Себя Самого: от первых – тем, что Он пришел да живот имут и лишше имут, а от вторых – тем, что Он душу Свою полагает за овцы. Последним обстоятельством, именно тем, что Он душу Свою полагает за овцы, Иисус Христос подтвердил и то, что Он пришел, да живот имут, и лишше имут. И апостол Павел говорит: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся (Рим. 5, 10);3 и еще: иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8, 32)?4

Стих 14. Аз есмь пастырь добрый... Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: Ты о Себе Сам свидетельствуеши (Ин. 8, 13)? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

Стих 14... И знаю Моя... по предведению, как Бог. И Моисей сказал: позна Господь сущих Его (Числ. 16, 5; 2 Тим. 2, 19), – и апостол Павел тоже: не отрину Бог людий Своих, ихже прежде разуме (Рим. 11, 2).

Стих 14... И знают Мя Моя...,5 по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

Стих 15. Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца...6 Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея (ст. 27) сказано: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын.

Стих 15… И душу Мою полагаю за овцы, т.е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они – Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

Стих 16. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего...,1 т.е. закона Моисеева. Иисус Христос говорит здесь о язычниках.

Стих 16... И тыя Ми подобает привести...2 собрать под свое пастырство.

Стих 16... И глас Мой услышат..., послушают, будут повиноваться.

Стих 16... И будет едино стадо..., составленное из иудеев и язычников.

Стих 16… (И) един Пастырь... тех и других, Иисус Христос.