Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 17. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю...3 Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит – и Его, – за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3, 17). Но об этой любви, как всем известной, Иисус Христос учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: Отец бо любит Сына (Ин. 5, 20); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

Стих 17… Да паки прииму ю.4 И здесь греческий оборот с ινα (да) означает не цель, а только имеющее произойти следствие. Не для того только Иисус Христос полагает душу Свою, чтобы опять принять ее; но Он полагает ее за мир, а принимает ее для того, чтобы показать, что Он – Бог.

Стих 18. Никтоже возмет ю от Мене...5 против Моей воли, т.е. никто не предал бы Меня смерти, если бы Я не пожелал.

Стих 18... Но Аз полагаю ю о Себе...6 добровольно, как Человеколюбец. Словами этими Иисус Христос указывает на Свою крестную смерть и Воскресение из мертвых.

Стих 18... Область имам положити ю и область имам паки прияти ю...7 Имею власть, как всемогущий и всесильный Бог. Значит, напрасно трудились бы злоумышленники, если бы Иисус Христос не пожелал умереть; хотя впоследствии некоторые безумцы и говорили Ему с упреком: иныя спасе, Себе ли не может спасти (Мф. 27, 42)?

Стих 18... Сию заповедь приях от Отца Моего...,8 чтобы положить душу Свою за овец, чтобы умереть за мир. Умертвили же Иисуса Христа иудеи за то, что Он учил народ, что привел его от мрака к свету, от греха к добродетели, от смерти к жизни. Сказав выше: сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю (Ин. 10, 17), Иисус Христос указал этим на Свою добровольную смерть, а этими словами: сию заповедь приях от Отца Моего, Он показал, что умирает по воле Отца. Если же Иисусу Христу нужна была заповедь, то каким образом Он говорил: Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю (ст. 18)? и прежде: Аз есмь пастырь добрый (ст. 11)? Такому ведь не нужна заповедь? Но заповедь Отца здесь указывает ни на что другое, как только на полное согласие Иисуса Христа с Богом Отцом. Приведенные изречения объясняют только планы Божественного Домостроительства и употреблены ради немощи слушателей, как часто мы уже об этом говорили.

Стихи 19-20. Распря же паки бысть во Иудеех за словеса сия. Глаголаху же мнози от них: беса имать и неистов есть: что Его послушаете?9 По мнению иудеев, Иисус Христос одержим был бесом и безумствовал потому только, что Он говорил о том, что выше человека; между тем как отсюда они должны были бы узнать, что Он Бог.

Стих 21. Инии глаголаху: сии глаголи не суть беснующагося: еда может бес слепым очи отверсти?1 Для совершения этого чуда нужна была сверхъестественная сила, поэтому они и заключали, что этого чуда не мог совершить одержимый бесом. Иисус Христос теперь не изобличает Своих хулителей; достаточно Он ответил им прежде, когда они сказали: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши (Ин. 8, 48)? Притом же иудеи не говорили прямо пред Ним эти оскорбительные слова, а пустословили так между собою. Поэтому, молчанием Своим Иисус Христос научил нас не отвечать на те оскорбления, которые не высказываются прямо против нас. И Он не только не обратил внимания на эти слова иудеев, но был совершенно непамятозлобен то отношению к ним, как это будет ясно из последующего. Можно и другим способом истолковать это: Иисус Христос замолчал, потому что видел, что защищают Его те, которые были не согласны с поносившими Его, и потому что не достойны были даже слова Его те, которые дерзнули так поносить Его после столь великого чуда.

Стих 22. Быша же (тогда) обновления во Иерусалимех... т.е. праздник обновления храма. Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма, после возращения иудеев из плена вавилонского.

Стих 22... И зима бе. Такая же зима была и во внутреннем состоянии иудеев, вследствие неверия их. Указано на время праздника, потому что праздновалось окончание постройки и первого храма; но этот праздник совершался поздней осенью.

Стих 23. И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони. Значит и Он присутствовал на празднике.

Стих 24. Обыдоша же Его Иудее...2 надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

Стих 24... И глаголаху Ему... притворно, коварно.

Стих 24... Доколе душы нашя вземлеши…3 колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием.