Феофилакт Болгарский, блаж. - Толкование на Евангелие от Иоанна - 8

Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. Я, говорит, как Бог и пришедший свыше, свидетельствую о Себе истину; а вы смотрите только на видимое, и, как Я во плоти, вы принимаете Меня за простую плоть, а не за Бога, и пришедшего от Бога. “Вы судите по плоти”, то есть ошибочно. Как о живущем по плоти говорится, что он живет порочно, так и о судящем по плоти нужно сказать, что он неправедный судья. Потом, как бы кто сказал: если мы, иудеи, судим несправедливо, то почему не наказываешь, почему не осуждаешь? А Он говорит: Я не за тем пришел, чтобы судить. Я ныне не сужу никого; а если и сужу, то суд Мой истинен, и если бы Я захотел судить, вы были бы осуждены. Ныне же вы остаетесь без осуждения не потому, будто Я не могу осудить вас, но потому, что ныне не время, так как осуждение на вас Я сберегаю до второго пришествия. Так и в другом месте Он говорит: Я пришел не судить мир, но спасти (Иоан. 12, 47). А что Судия всех есть Он, слушай неложные уста: Отец всякий суд отдал Сыну (Иоан. 5, 22), Посему, когда слышишь: Я не сужу никого, то разумей сии слова не о будущем пришествии, а о первом. Сказав: Я не один только, но и Отец Мой со Мною, Он объявил: не один только Я осуждаю вас, но и Отец. Ибо не иначе сужу Я, и иначе судит Отец, но — как Я, так и Он, и как Он, так и Я.

А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно (Второзак. 19, 15). Я сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.