Borisova N.P. - Six Psalms. Its content, features and spiritual meaning

This is already the time of the New Testament. The Savior was born in the middle of the night, came into the world not as an earthly king, but in the form of a slave. He has not yet gone out to His public service (the temple is immersed in semi-darkness), but He is already praying to His own. To the Heavenly Father for the whole human race (1 John 2:1,2).

The above makes it clear that strict rules of conduct in church are established during the reading of the Six Psalms: at this time it is proper to stand upright and reverently, standing as if standing before Christ Himself, not to be distracted, not to walk around the church. In the Church Ustav the following is written about this: "Thus we say the Six Psalms with attention and fear of God, as Himself conversing with Christ our God invisibly, and praying for our sins." The Six Psalms, according to the Ustav, should be read "without fighting," that is, evenly, distinctly, feeling the responsibility of the moment. Some selected verses (Psalm 3:6; 37:23; 62:7-9; 87:2,3; 102:22; 142:2, 10) are repeated at the end of the psalm in order to draw our attention to them. In ancient times, these verses were sung by choirs and all the people.

Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII-го века. О нем говорится в уставах различных монастырей (например, Студийском), упоминается Иоанном Мосхом (автором “Луга духовного”) и Софронием, патриархом Иерусалимским в описании утрени VII века на Синае и в Палестине. Как указывают некоторые толкователи, “Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении”. Кем было установлено Шестопсалмие, остается неизвестным. Загадку представляет также вопрос, почему из 150 псалмов выбраны именно указанные. Однако, следуя православной традиции, можно утверждать, что выбор этот не случаен, он осуществлен Самим Духом Святым и несет в себе глубокий духовный смысл. Постараемся найти этот смысл, опираясь на толкования святых отцов Православной Церкви.

ОБЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ШЕСТОПСАЛМИЯ

Исходной точкой нашего рассмотрения является положение, что Шестопсалмие есть не просто последовательность шести псалмов, а специальный богослужебный текст, представляющий собой единое целое, со своей собственной структурой, “мелодией” и характерными особенностями. По какому принципу выбраны псалмы? Этот вопрос более трудный, чем кажется на первый взгляд. Начнем с тех особенностей Шестопсалмия, которые лежат на поверхности [1]:

— псалмы взяты из разных мест Псалтири равномерно — этим они представляют ее всю;

— все псалмы относятся ко времени царя Давида и описывают события его жизни;

— псалмы однородного содержания и тона: все они изображают праведника, преследуемого врагами, и твердое упование его на Бога;

— все псалмы молитвенные: 3, 37, 87 и 142 — молитвы об избавлении от преследования врагов; 62 и 102 — молитвы благодарственные;

— в этих псалмах говорится о ночи и утре (Пс. 3, 6; 37, 7,13; 62, 1,7; 87, 2,13,14; 102, 15; 142,8), поэтому чтение их уместно именно на Утрени;

— грустные псалмы чередуются с радостными, причем для первых выбраны четные места.

Все перечисленные особенности Шестопсалмия, кроме п.4, взяты нами из “Толкового типикона” М. Скабаллановича (По мнению Скабаллановича, “Шестопсалмие — это не столько молитва, сколько излияние чувств верующего”. Другие толкователи, например, свящ. Н. Вишняков, прямо называют указанные псалмы молитвами. На это указывают и слова самих псалмов (см. напр. Пс. 87, 3; 142, 1). – Прим. авт.). Их можно рассматривать как внешние признаки многопланового и имеющего свои закономерности духовного содержания Шестопсалмия. Поэтому сами по себе они не могут служить ключом к его пониманию. Но их нельзя и игнорировать, как нельзя отбросить форму, без которой невозможно содержание. Остановимся несколько подробнее на этом вопросе.