Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Ты—Путь, без Которого все—заблуждение;

Ты — Истина, без Которой все—суета;

Ты—Жизнь, без Которой все—смерть.

Изреки слово, изреки, Господи: «да будет свет», чтоб увидать мне свет, и избежать тьмы; увидеть путь, и избежать непроходимой дебри; увидеть истину, и избежать суеты; увидать жизнь, и избежать смерти. Просияй предо мною Господи;

Ты—Свет мой, Просвещение мое, и Спасение мое, Тебя буду бояться;

Ты—Господь мой, Тебя буду хвалить;

Ты—Бог мой, Тебя буду чтить;

Ты—Отец мой, Тебя буду любить;

Ты—Жених мой, Тебе буду соблюдать себя.

Просияй, умоляю Тебя, просияй, о Свет, для сего слепца Твоего, «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лук.1, 79), которым «вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия» (Пс.41,5). И действительно исповедание есть путь, которым могу придти к Тебе, путь,—которым могу выйти из непроходимой дебри и возвратиться на путь, то есть к Тебе; потому что Ты—истинный Путь жизни.

5. Без Тебя я - ничто.

Посему, исповедаю, исповедаю бедность мою пред Тобою, Господи, Отче, Царь неба и земли; да позволено мне будет придти к милосердию Твоему.

Беден я стал, доведен до ничтожества, и не знал этого; потому что Ты—истина, а я не был с Тобою. Изъязвлен я беззакониями моими, и не поскорбел о том; потому что Ты—жизнь, а я не был с Тобою. До ничтожества довели они меня, потому что Ты—Слово, а я не был с Тобою, «без Него ничто не начало быть, что начало быть». И потому без Тебя стал я как ничто. Словом сотворено все, что ни сотворено. Каково же сотворенное Им? «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Что ни сотворено, все сотворено Словом; а что сотворено Словом, то «хорошо весьма». Почему же хорошо? Потому что сотворено Словом. И «Все чрез Него начало быть». Ибо ничто не бывает добрым без высочайшего добра; напротив того, где нет добра, там одно зло. Потому что зло не иное что есть, как лишение добра; подобно как слепота не иное что есть, как лишение света. Посему зло есть уничтожение добра; потому что произведено не Словом, «Все чрез Него начало быть»; и потому быть без Слова есть зло; а это хуже, нежели не быть. Но что значит отделиться от Слова? Если хочешь знать сие, послушай, что есть Слово. Слово Божие говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Посему отделиться от Слова значит быть без пути, без истины, без жизни; и потому без Него все зло; ибо отделяется от Добра, Которым сотворено все, что «хорошо весьма». Посему как скоро уклоняешься от добра, в то же время отделяешься и от Слова; ибо Оно есть добро; и ты ничего доброго не произведешь, потому что ты без Слова, «Все чрез Него начало быть».

Ныне, Господи, просветил Ты меня, чтоб мог я увидеть Тебя; и увидел я Тебя, познал же себя самого; ибо обращался я как бы в ничто всякий раз, как отделялся от Тебя, потому что забывал я благо, то есть Тебя, и оттого делался злым. Увы, мне бедному, что не познавал я сего! ибо, оставляя Тебя, обращался я как бы в ничто. Но что же это такое? Если был я как бы ничто, то как же хотел познать? когда был я без Тебя: то был как бы ничто, и как бы идол, который есть «ничто» (1Кор.8,4), «есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят» (Пс.113, 13—15), и все очертания членов имеет, но не имеет их чувствительности.

6. Без Тебя враги одолели меня.

Посему, когда был я без Тебя, тогда был я и слеп, и глух, и бесчувствен; потому что ни добра не различал, ни зла не избегал, ни болезни от язв своих не чувствовал, ни тьмы своей не видел; так как был без Тебя—истинного Света, «просвещающего всякого человека грядущего в мир» сей. Увы! наложили на меня раны, а я и не поболел; увлекли меня, а я и не почувствовал?; потому что был как бы ничто, не имел в себе жизни, которая есть Слово, «Все чрез Него начало быть». Поэтому, Господи, Свет мой, враги мои сделали со мною, что хотели; нанесли мне удары, обнажили, осквернили, растлили, изранили, убили меня: потому что отступил я от Тебя, и без Тебя стал как бы ничто.