Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Ты сотворил меня так, что разве малым чем не равен я Ангелам, потому что приял я от Тебя одинаковый с ними разум к познанию Тебя; но разве малым чем не равен, как сказал я; потому что блаженное ведение о Тебе имеют они уже в видении, а я имею только по упованию; они — «лицем к лицу», а я— «сквозь [тусклое] стекло, гадательно»; они—вполне, а я — «отчасти» (1Кор. 13, 12.). «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор. 13, 10);- тогда откровенным уже лицем узрим лице Твое. Что же тогда и в малом чем не быть меньшими Ангелов воспрепятствует нам, которых Ты, Господи, венцем упования, украшенным славою, и «славою и честью венчал еси», которых Ты не в меру почтил, как присных Своих, даже во всем соделал равными и равночестными Ангелам? Ибо и истина Твоя говорит сие: «они равны Ангелам и суть сыны Божии» (Лук. 20, 36.). Почему же «сыны Божии», когда равны будут Ангелам? Действительно будут «сыны Божии» потому что Сын Божий соделался сыном человеческим. И так, взирая на сие, осмеливаюсь сказать: «не умален малым чем от Ангел» человек, но даже равен Ангелам; потому что Бог стал человеком, а не Ангелом. И посему-то скажу, что человек есть достойнейшая из тварей; ибо Слово, Которое «в начале было у Бога» и Бог (Ин. 1, 1) Слово, Которым Бог изрек: «да будет свет. И стал свет», т. е. Ангельское естество, —Слово, Которым Бог все сотворил в начале,—сие самое Слово «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1, 14)., Вот слава, которою хвалюсь, когда здраво хвалюсь. Вот радость, которою радуюсь, когда здраво радуюсь, Господи Боже мой, жизнь и вся слава души, моей... Посему исповедаюсь Тебе, Господи - Боже мой, что, сотворив меня разумным, сотворил Ты равным в некотором отношении с Ангелами; потому что могу усовершаться чрез Слово Твое, и дойти до равночестия с Ангелами, и сподобиться всыновления чрез Единородное Слово Твое, Господи, чрез Сына Твоего возлюбленного, о Нем же благоволил Ты,—чрез единственного сонаследника, единосущного и совечного Тебе Иисуса Христа, единственного Господа и Искупителя нашего, просветителя и утешителя нашего, ходатая нашего пред Тобою и свет очей наших. Он—жизнь наша, и Спаситель наш, и единственная надежда наша; Он возлюбил нас паче, нежели Себя; чрез Него имеем несомненное упование и твердую на Тебя надежду, и дерзновение приходить к Тебе; потому что дал Он нам «верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1,12).

Воспишу хвалу имени Твоему, Господи: сотворив меня по образу и по подобию Твоему, соделал Ты меня способным достигнуть такой славы, что могу соделаться сыном Божиим. Но сие не возможно ни деревьям, ни камням, ни вообще всему, что движется, или произрастает в воздухе, или в море, или на земле; потому что Слово Твое не дало «дал власть быть чадами Божиими», и потому что не имеют они разума. Ибо в разуме заключается возможность познавать Бога. Разум же дал Бог людям, которых сотворил разумными, по образу и по подобию Своему. Посему и я, Господи, по благодати Твоей стал человеком, и по благодати же могу быть сыном Твоим, чем не могут быть они.

«И откуда это мне»? Господи, высочайшая истина, и истинная высота, и начало всех тварей? Откуда мне сие Господи, что могу быть сыном Твоим, чем не могут быть другие твари? Ты, пребывая во век, создал все в совокупности: вкупе сотворил и людей, и животных, и камни, и злаки земные. Не предшествовали сему заслуги, ни чем не благоугодили Тебе наперед твари; по единой благости Твоей создал Ты все; и все твари равны были по заслугам, потому что ни у одной твари не было никаких заслуг. Почему же благость Твоя явлена паче на этой твари Твоей, которую создал Ты разумною, нежели на всех других, не имеющих разума? Почему я не таков же, как и они? или почему все он не таковы же, как и я? Какие заслуги мои, чем благоугодил я, что сотворил Ты меня способным соделаться сыном Твоим, в чем отказал другим тварям?

Нет, Господи, да не приходит мне и на мысль приписывать это заслугам своим! Твоя одна милость, Твоя одна благость соделали это, что стал я причастником сладости даров сих. Посему по той же благодати, по которой сотворил Ты меня из ничего, умоляю Тебя, Господи, дай мне благодать и на то, чтобы мог я и возблагодарить Тебя за сие.

8. По единой благости Твоей—я разумное творение.

Всемогущая десница Твоя всегда одна и та же: она сотворила и Ангелов на небе, и червей на земле; и в первых она не выше, и в последних не ниже. Ибо никакая другая рука не могла сотворить как Ангела, так и червя; никакая другая рука не могла сотворить как небо, так и малейший древесный лист,— как создать тело, так и един волос соделать белым или черным. Сотворила же сие всемогущая десница Твоя, для которой все равно возможно. Не более для нее возможности сотворить червя, а не Ангела; и не менее для нее возможности распростреть небо, а не древесный лист; не легче ей образовать волос, а не тело; не труднее ей основать землю на водах, чем и воды на земле. Что благоугодно ей было, то и создала она на небе и на земле, и в море и во всех безднах; в числе же всего прочего создала и меня, как хотела, могла и знала.

Могла же десница Твоя, Господи, сотворить меня камнем, или птицею, или пресмыкающимся, или каким либо зверем; и она знала, как сие сделать, но не восхотела по благости Своей. И так почему же я не камень, не дерево, не какой либо зверь? Потому что так постановила благость Твоя. А чтобы так постановить ей, не предшествовали тому заслуги мои.

9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя!

«И откуда это мне», Господи? Где возьму похвал, чтоб восхвалить Тебя? Как создал Ты меня без меня, и как Тебе было угодно; так и хвала Тебе воздается без меня, как Тебе сие благоугодно. Хвала Твоя, Господи,— Ты Сам. Хвалят Тебя дела Твои по множеству величествия Твоего. Хвала Твоя, Господи, необъятна; не объемлется она сердцем, не измеряется устами, не удобоприемлема для слуха; потому что все сие преходит, а хвала Твоя пребывает во век. Помышление имеет начало, у него есть и конец; голос дает звук, и потом умолкает; ухо слышит, и перестает слышать; но хвала Твоя пребывает во век. Посему кто же в состоянии хвалить Тебя? Какой человек возвестит хвалу Твою? Хвала Твоя пребывает вечно и не преходит. Тот хвалит Тебя, кто уверен, что хвала Твоя—Сам Ты. Тот хвалит Тебя, кто знает, что самому ему не достигнуть до возможности восхвалить Тебя. О вечная хвала, которая никогда не преходит! в Тебе наша похвала, о Тебе похвалится душа моя. Не мы Тебя хвалим, но Ты Сам Собою и в Себе хвалишь Себя; и нам хвала—в Тебе же. Тогда имеем истинную похвалу, когда имеем похвалу от Тебя, когда Светом одобряется свет; потому что Ты —истинная похвала; и воздаешь истинную же похвалу. Как скоро ищем похвалы от другого, а не от Тебя, лишаемся мы Твоей похвалы: потому что та похвала преходит, а Твоя есть вечная. Если ищем похвалы преходящей; то лишаемся вечной. Если желаем вечной; то не будем любить преходящей. Господи, Боже мой, вечная хвала, от Тебя всякая похвала, и без Тебя нет похвалы; не в силах я хвалить Тебя без Тебя.