Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Такие и другие многие благодеяния оказывал Ты мне, Господи Боже мой, Жизнь души моей. И мне приятно было бы всегда говорить, всегда помышлять о них, и всегда благодарить Тебя за них, чтобы за все блага Твои мог я всем сердцем моим, всею душою моею, всею мыслью моею, всею крепостью моею, от всей внутренности сердца моего и всех составов моих хвалить и любить Тебя, Господи Боже мой, сладость блаженная всех веселящихся о Тебе.

Но «не соделанное мое видесте очи Твои» (Пс.138,16), очи, светлейшие паче солнца, назирающие все пути человеческие и глубину бездны, очи, которые «на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч.15, 3). Как всем управляешь Ты, наполняя Собою все, всегда и везде всецело присутствуя, и имея попечение о всем, что ни создано Тобою; потому что нет в Тебе ненависти ни к чему, Тобою сотворенному: так наблюдаешь Ты, всегдашний Соглядатай, и шествия и стези мои, день и ночь бодрствуешь на страже моей, тщательно замечая все стези мои, как будто забыл Ты о всех тварях Твоих на небе и на земле, и меня только одного имеешь в виду, не заботишься же ни о чем другом. Не увеличивается свет в неизменном взоре Твоем, если взираешь на одну только тварь, и не уменьшается, если видишь бесчисленное множество различных тварей; потому что как одно целое вдруг совершенно объемлешь взором, так и отдельно взятые твари порознь, как бы ни были они различны, вдруг всецело и совершенно усматриваешь око Твое. Все Ты видишь, как нечто одно, и как видишь одну тварь, так и все, отдельно взятые твари, усматриваешь всецело вдруг без разделения, или изменения, или уменьшения.

Посему весь Ты во всецелое время, но не во времени, всего меня вдруг и всегда видишь, как будто бы и не было Тебе на что больше взирать.

Посему так стоишь на страже моей, как будто бы забыто Тобою все, и на меня одного угодно Тебе обратить все внимание; потому что всегда и везде являешь мне Свое присутствие, и всегда показываешь Себя готовым, если только находишь готовым меня.

Куда ни пойду, не оставляешь Ты меня, Господи, если только я не оставлю Тебя прежде.

Где бы ни был я, не отступаешь Ты от меня, потому что Ты везде; и куда ни пойду, везде обрету Тебя. Ибо Тобою только могу существовать, а без Тебя погиб бы; потому что не могу без Тебя существовать.

Исповедуюсь Тебе, что все, что ни делаю, пред Тобою делаю, и что делаю, Ты видишь лучше, нежели я, который это делаю. Ибо что ни делал бы я, Ты всегда при мне, как непрестанный надзиратель всех моих помышлений, намерений, наслаждений и действий. Всегда пред Тобою, Господи, всякое желание мое, пред Тобою всякое помышление мое. Ты видишь, «откуда приходит», где пребывает, и «куда уходит» дух (Ин. 3, 8), потому что Ты—Судия всех духов.

Сладок или горек тот корень, от которого произрастают наружу красивые листья, Тебе, внутренний Судия, известно это лучше, нежели мне самому, и Ты глубже изведываешь самые внутренности корней; не только намерение, но и самую внутренность корня его, в яснейшей истине света Твоего, извлекаешь, рассматриваешь и отмечаешь, чтобы воздать каждому не только по делам или намерению, но и по самой внутренней, сокровенной сердцевине корня, из которого происходит намерение делающего.

К чему стремлюсь, когда принимаюсь за дело, о чем помышляю, чем наслаждаюсь, все это видишь Ты, и уши Твои слышать, и очи Твои видят, Сие внимательно означаешь, замечаешь и записываешь в книге Твоей, хорошо ли то или худо, чтобы воздать после за хорошее наградой, а за худое наказанием, когда раскроются книги, и будем судимы по написанному в книгах Твоих. Сие самое, может быть, сказал уже Ты нам: покажу «какой будет конец их» (Втор.32, 20), и сие самое сказано о Тебе, Господи: «вся концы Сам испытует» (Иов. 28, 3); потому что Ты во всем, что ни делаешь, смотришь более на конец намерения, нежели на совершение дела.

И когда внимательно размышляю о сем, Господи Боже мой, Бог страшный и крепкий, тогда и страх и великий стыд равно приводят меня в смятение; потому что великая лежит на нас необходимость жить свято и праведно, когда все делаем пред очами всевидящего Судии.

14. Тебе, Господи, слава; нам же стыдение лица.