Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Так всегда, Господи, всегда благодать Твоя и милосердие Твое предваряют меня, избавляя меня от всех зол, спасая от зол прошедших, восставляя среди зол настоящих, ограждая от зол будущих, расторгая предо мною греховный путы, предотвращая случаи и причины ко греху; потому что, если бы не делал Ты сего для меня, то я сделал бы все грехи в мире. Знаю, Господи, что нет греха, сделанного когда-нибудь человеком, которого бы не мог сделать и другой, как скоро отступит от него Творец, создавший человека. Но если не сделал я чего, Ты устроил так; и если удержался от чего, Ты повелел это; и если уверовал я в Тебя, Ты излил на меня благодать сию. Ибо Ты, Господи, направлял меня к Себе, соблюдал меня для Себя и для меня, чтобы не учинил я прелюбодеяния и всякого другого греха.

15. Самим нам не спастись от врага: Сам спаси!

Не было у меня искусителя? Ты соделал это, что не было его.

Не было места и времени ко греху? Ты устроил это, что не было сего.

Был и искуситель, были и место и время; но от согласия на грех Ты удержала меня.

Пришел искуситель в образе тьмы, каков он и есть, и Ты дал мне силы презреть его.

Пришел искуситель вооруженный и сильный; и чтобы он не мог победить меня, Ты его укротил, а меня подкрепил.

Пришел искуситель, преобразившись в Ангела светла; и чтобы не мог он обмануть меня, Ты его укорил; и чтобы мог я узнать его, Ты меня просветил. Ибо это тот «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Апок.12, 9), «это-море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими» (Пс.103, 25.), (т. е. различные роды бесов, которые день и ночь ничего иного не делают, как только обходят вокруг, ища кого поглотить, если не исхитишь Ты); это—тот змий древний, который явился в раю сладости, который «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Апок.12, 4), который ядом своим повредил воды земные, чтобы пьющие их люди умирали, который постилает «злато - якоже брение» (Иов. 41, 21), «и уповает, яко внидет Иордан во уста его» (Иов. 40, 18), уповает, что он так сотворен, чтобы никого не бояться ему. Кто же защитит от угрызения его, и кто похитит из челюстей его, кроме Тебя, Господи, сокрушившего главы змию великому?

Простри, Господи, над нами крыла Твои, чтобы под ними укрыться нам от лица змия сего, преследующего нас, и щитом Твоим спаси нас от рогов его. Ибо это постоянное усилие его, это единственное желание его—поглощать души, созданные Тобою. И потому вопием к Тебе, освободи нас от вседневного противника нашего, который, спим ли мы, бодрствуем ли, едим ли, пьем ли, или другое что делаем, день и ночь употребляет все меры против нас, обманом и хитростью, и явно и тайно, направляя в нас ядоносные стрелы, чтоб умертвить души наши.

И, однако же, Господи, как велико безумие наше! Ибо, хотя непрестанно видим змия сего с отверстою на нас пасть., готового поглотить нас, при всем том спим, предаемся неге в лености своей, как будто безопасны мы от того, кто ничего более не желает, как погубить нас. Враг всегда не спит и бодрствует, чтобы убить нас; а мы не хотим пробудиться от сна, чтобы охранить себя. Вот под ногами у нас разложил он бесчисленное множество тенет, и все пути наши покрыл сетями, чтобы уловить души наши. Кто же избежит их? Положил он нам сети в богатстве, положил сети и в убожестве, расставил сети в пище, в питии, в удовольствии, во сне, в бодрствовании, положил сети в слове и в деле и на всяком пути нашем. Но Ты, Господи, избави нас «от сети ловца, от гибельной язвы» (Пс.90,3), чтобы исповедались мы Тебе, говоря: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123, 6. 7).