Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Ибо враг наш на истребление наше трудится; и просим, да исчезнет он от лица нашего, «яко тает воск от лица огня» (Пс.67, 3). Ибо он тот первый и последний разбойник, который отважился похитить славу Твою, Господи, когда, надмившись, и превознесшись, сокрушился и пал в ров свой; и Ты низверг его со святой горы Твоей и из среды огневидных камней, среди которых ходил он.

И до ныне, со времени падения своего, не престает он преследовать сынов Твоих, Жизнь моя, Боже мой. Из ненависти к Тебе, великий Царь, желает он погубить сие создание Твое, которое всемогущая благость Твоя сотворила по образу Твоему,—желает погубить, чтоб не обладало оно славою Твоею, которую сам он утратил по гордости своей.

Но сокруши его, Крепость наша, Господи, пред нами, агнцами Твоими, и просвети нас, чтобы видеть нам сети, какие уготовал он нам, и спастись в Тебе, Веселие Израилево.

Все это известнее Тебе, Господи; ибо знаешь упорство и жестоковыйность его. И говорю сие не для того, чтобы показать Тебе; Ты все видишь, ни одно помышление не сокрыто от Тебя. Но к ногам величия Твоего, вечный Судия, приношу жалобу на врага моего; осуди его, и спаси нас сынов Твоих; ибо Ты—Крепость наша.

Хитер и лукав враг сей, Господи; трудно открыть изгибы путей его, и узнать все виды лица его, если не просвещаешь нас Ты; то здесь, то там, то агнцем, то волком, то тьмою, то светом показывается он. И каждое из этих свойств, и всякое время и место, смотря по обстоятельствам, употребляет для различных искушений. Чтоб обмануть печальных, сам печалится; чтобы наругаться над радующимися, сам представляется радующимся; чтобы ввести в обман живущих духовно, преобразуется в Ангела светла; чтобы побороть сильных, является им агнцем; чтобы поглотить кротких, является им волком. Все же сие производит сообразно с различными искушениями; так как иные терпят искушения «ужасов в ночи»; другие «стрелы, летящей днем», иные «язвы, ходящей во мраке» (Пс.90, 5. 6); другие от нападения, иные же «от беса полуденного». И кто в состоянии распознавать все сие? Кто угадает вид покрова его? Кто узнает, на что устремлены зубы его? Вот стрелы свои скрывает он в колчане, и сети свои утаивает под видом чего-то светлого. И весьма трудно распознавать сие, если от Тебя, Господи, Надежда наша, не дано нам будет, чтобы видеть сие. Ибо не только в делах плотских, удобно распознаваемых, и не только в пороках, но даже и в духовных упражнениях, скрывает он тонкие сети, самые пороки облекает в наружность добродетелей, и преображается в Ангела светла. Сии-то и многие другие средства, Господи Боже наш, употребляет против нас сын велиаров, сей сатана. То как лев, то как змий, то явно, то скрытно, днем и ночью, строит нам козни, чтобы похитить души наши.

Исхити же нас Ты, Господи, спасающий надеющихся на Тебя, чтобы поскорбел он о нас, а Ты прославился в нас, Господи Боже наш.

17. Все от Тебя: как мне не благодарить Тебя?

Я—сын рабы Твоей, которая вверила меня деснице Твоей; и вот, буду сие бедное мое исповедание приносить Тебе, Избавитель мой, от всего сердца моего, и содержать в мысли своей все благодеяния Твои, какие оказывал Ты мне, в юности моей, во всю жизнь мою.

Ибо знаю, что не угодна Тебе неблагодарность, потому что она есть корень всякого духовного зла; это—ветер иссушающий и сжигающий всякое добро, заграждающий человеку источник Божественного милосердия. От неблагодарности и умершее уже зло вновь рождается, и живое дело умирает, и больше не появляется. И я, Господи, принесу Тебе благодарение, чтобы не быть неблагодарным пред Тобою, Избавитель мой, ибо Ты избавил меня.

Сколько раз поглощал уже меня этот змий; и Ты, Господи, исхищал меня из челюсти его.

Сколько раз согрешал я, и змий готов был поглотить меня; но Ты, Господи Боже мой, защищал меня.