Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Когда нечествовал я пред Тобою, когда нарушал повеления Твои, змий стоял и готов был похитить меня во ад; но Ты возбранял ему.

Я оскорблял Тебя, а Ты защищал меня, я не имел пред Тобою страха, но Ты был стражем моим.

Уклонялся я от Тебя, и предавался врагу своему; но Ты устрашал его, чтобы не смел он принять меня к себе.

Такие благодеяния оказывал Ты мне, Боже мой, а я не знал того.

Так многократно освобождал Ты меня из челюстей диавольских, исхищал из уст львовых, и много раз возводил меня из ада; а я не знал того.

Снизошел уже я до врат преисподних, но Ты удержал меня, и я не вошел в них.

Приближался я ко вратам смертным, но Ты соделал, что не приняли они меня.

Не раз и от смерти телесной избавлял Ты меня, Спаситель мой, когда обдержали меня тяжкие болезни; когда подвергался я многим опасностям, но Ты на море, на земли, от огня и меча, и от всякой опасности избавлял меня, всегда был со мною, и милосердо спасал меня. Знал Ты, Господи, что, если бы тогда постигла меня смерть, то душу мою принял бы ад, и был бы я осужден навсегда; но милосердие Твое и благость Твоя, Господи Боже мой, предварили меня, исхищая меня от смерти телесной и от смерти душевной. Сии и другие многие благодеяния являл Ты мне, Господи, но я был слеп, и не знал, пока Ты не просветил меня.

Итак теперь, свет души моей, Господи Боже мой, жизнь моя, которою живу, свет очей моих, которым вижу,—теперь, когда просветил Ты меня, и дознаю, что живу Тобою, и приношу Тебе благодарение, правда слабое, ничтожное, не соответствующее благодеяниям Твоим, какое только может принести бедность моя. Ибо Ты один—Бог мой, Творец мой милостивый, Который любишь души, «ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (Премуд.11, 25). Вот первый я из грешников, спасенных Тобою, чтобы другим указать пример благоутробной любви Твоей, исповедаю великие благодеяния Твои; потому что Ты и раз, и два, и три, и сто, и тысячекратно, исхищал меня из ада преисподнего; всегда устремлялся я во ад, и Ты всегда возвращал меня; тысячи раз мог бы Ты осудить меня по правде, если бы восхотел; но Ты не хотел, Господи Боже мой, потому что любишь души, покрываешь грехи мои ради покаяния, и много милосердия во всех путях Твоих.

Теперь вижу это, Господи Боже мой, и познаю во свете Твоем, и исчезает душа моя пред великим Твоим ко мне милосердием; потому что Ты исхитил душу мою от ада преисподнейшего, и возвратил меня к жизни. Весь я был в смерти, всего меня воскресил Ты. Посему Твоим да будет и то самое, что живу; всего себя всецело приношу Тебе. Весь дух, все сердце, все тело, вся жизнь моя да живут Тебе, жизнь моя; потому что Ты избавил всего меня, чтобы всецело обладать мною; обновил всего меня, чтобы всецело принадлежал я Тебе.

Посему возлюблю Тебя, Господи, крепость моя, возлюблю Тебя, неизреченное радование мое; и не для себя буду уже жить, но Тебе да принадлежит вся жизнь моя, которая погибала в нищете моей, и восставлена милосердием Твоим, Боже милосердый и милующий, исполненный бесчисленных щедрот к любящим имя Твое. Посему-то, Господи Боже мой, Спаситель мой, повелел Ты мне в законе Твоем любить Тебя всем сердцем моим, всею душою моею, всею мыслью моею, всею крепостью моею, всеми силами моими, и всею внутренностью сердца моего, во всякий час и мгновенье, пока только наслаждаюсь благами милосердия Твоего; ибо непрестанно погибал бы я, если бы Ты не управлял мною непрерывно; непрестанно умирал бы я, если бы Ты не оживотворял меня непрерывно, и в каждое мгновение не одолжал меня, ежеминутно являя мне великие Твои благодеяния. Поэтому как в целой жизни моей нет ни часа, ни мгновения, когда бы не пользовался я Твоим благодеянием; так не должно быть ни одной минуты, в которую бы не обязан был я иметь Тебя пред очами в памяти своей, и любить Тебя всею крепость моею. Но на сие не станет моих сил, если не даруешь сего Ты, от Которого «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1, 17). Чтобы и неослабно любили мы Тебя, это «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16). Твой это дар, Господи; ибо Твое же и всякое благо. Ты повелеваешь любить Тебя; даруй, что повелеваешь, и повелевай, что угодно Тебе.

18. О, Любовь пламенеющая! воспламени меня любовью к Тебе!