Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

Вот открыто мне Твое великое милосердие; но умоляю Тебя, еще просвети светом Твоим, чтобы открылось оно еще больше; ибо из сего малого уразумеем мы великое; и из сего видимого—невидимое Твое, Господи Боже, святый и благий Творец наш. Если для сего тела презренного и тленного являешь Ты, Господи мой, столько великих и неисчислимых благодеяний, посылая их с неба и из воздуха, из земли и моря, во свете и тьме, в теплоте и тени, в росе и дожде, в ветрах и инеях, в птицах и рыбах, в зверях и деревах, во множестве трав и злаков земных, и в служении всех тварей Твоих, из которых каждая во время свое, и одна за другою, оказывают нам услуги в облегчение нашего горестного состояния; то каковы же, как велики и неисчислимы будут те блага, которые уготовал Ты любящим Тебя в оном небесном отечестве, где узрим Тебя лицом к лицу? Если так поступаешь с нами, заключенными в темнице; что сотворишь с нами в чертоге Твоем? Велики и неисчетны дела Твои, Господи Царь небесный! Ибо если так прекрасно и приятно даже все то, что в равной мере даешь Ты в общее употребление и добрым и злым; то каковы же будут те блага, которые соблюдаешь одним добрым? Если так неисчислимы и разнообразны дары Твои, которыми ныне равно наделяешь и присных Твоих и врагов; то как велики и неисчислимы, как сладостны и приятны будут те дары, которыми ущедришь Ты одних присных Твоихъ? Если столько утешений в этот день плача, то сколько подашь в день брака? Если столько приятностей имеет темница; то сколько имеет их отечество? «Глаз не видал другого», Боже, «кроме Тебя» (Ис.64,4), «что приготовил Бог любящим Его». По великому множеству велелепия Твоего, и «много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30, 20). «Велик Господь», Боже мой, и не измерим, «и величие Его неисследимо» (Пс.144, 3); нет числа премудрости Твоей, нет меры щедротам Твоим; нет ни конца, ни числа, ни меры воздаянию Твоему. Но как Сам Ты велик, так велики и дары Твои; потому что Ты Сам — награда и дар истинным Твоим подвижникам.

21. Сладость души моей! не хочу иных утешений кроме Тебя!

Таковы великие благодеяния Твои, Господи Боже, которыми восполняешь Ты скудость алчущих сынов Твоих; потому что Ты соделался надеждою отчаянных и утешением безутешных; Ты—венец надежды, украшенный славою, уготованный побеждающим; Ты — вечное насыщение томимых гладом, подаваемое алчущим; Ты—вечное утешение, удаляющее Себя тем одним, которые ради Твоего утешения пренебрегают утешением мира сего. Ибо утешающиеся здесь недостойны Твоего утешения; скорбящие же здесь бывают утешены Тобою, и причастные страданий делаются причастниками и утешений. Никто не может утешаться и в том и в другом веке; кто радуется здесь, не может радоваться и в будущей жизни: необходимо надобно погубить одно утешение тому, кто хочет обладать другим. Помышляя о сем, Господи, Утешитель мой, отрекаюсь от утешений души своей в сей жизни, чтобы соделалась она достойною вечных Твоих утешений. Ибо справедливость требует утратить Тебя тому, кто ищет себе утешения более в чем-нибудь другом, нежели в Тебе. И Тобою Самим умоляю Тебя, Господи, высочайшая истина, не попусти мне утешаться каким-нибудь суетным утешением, а не Тобой. Пусть все будет для меня горьким, чтобы душе моей казался сладостным Ты один, неоцененная сладость, которою услаждается всякая горечь. Сладость Твоя усладила Стефану метаемые в него камни; сладость Твоя Лаврентию соделала сладостного разжженную сковороду. Ради сладости Твоей Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5, 41). Надежно и радостно шел Андрей на крест, потому что спешил к сладости Твоей. Сия-то сладость так наполнила верховных Твоих Апостолов, что ради нее один возжелал стремглав быть распятым на кресте, а другой не убоялся подклонить главу свою под меч. Чтобы купить сию сладость, Варфоломей отдал собственную кожу свою. Чтобы вкусить ее, Иоанн бестрепетно испил яд. А когда вкусил ее Петр, тогда забыв все низшее, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Матф.17, 4); здесь останемся; Тебя будем созерцать, потому что ни в чем другом не имеем нужды; довольно нам, потому что Тебя видим, Господи, довольно, потому что насыщаемся такою сладостью. Одну каплю сладости Твоей вкусил Петр, и омерзела ему всякая другая сладость. Что же сказал бы он, если бы вкусил великое оное множество сладости Божества Твоего, какое «хранишь для боящихся Тебя»? Сей-то неизреченной сладости Твоей вкусила и оная дева Агафья, о которой читаем, что, радуясь и торжествуя, шла она в темницу, как бы призванная на пир. Сей-то сладости, думаю, вкусил и тот, кто сказал: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30, 20); кто и других увещевал: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33, 9). Сия то сладость есть оное блаженство, Господи Боже наш, которое, как ожидаем, даруешь нам, ради которого непрестанно воинствуем у Тебя, Господи, ради которого «умерщвляемся весь день» (Пс.43, 23), чтобы жить в Твоей жизни.

22. Без Тебя не войти нам в вечные обители Твои!

Но Ты, Господи, ожидание Израилево, желание, стремясь к которому, сердце наше воздыхает ежедневно, поспеши, не умедли. Восстань, поспеши и приди вывести нас из темницы сей «исповедатися имени Твоему» (Пс.141, 8), да прославимся во свете Твоем. Отверзи ухо Твое слезным воплям чад Твоих, взывающих к Тебе: «Отче наш! хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Матф.6, 11); да укрепясь им, пойдем день и ночь, пока не достигнем святой горы Твоей Хорива.

И я малейший из малых в дому Твоем, Боже Отец и Сила моя, «когда прииду и явлюся лицу Твоему», чтобы, как ныне исповедуюсь пред Тобою во времени, так исповедаться тогда пред Тобою вечно? Блажен буду, если дозволено мне будет увидеть светлость Твою. Кто же даст мне, чтобы дозволено мне было Тобою прийти туда? Знаю, Господи, знаю, и признаю себя недостойным войти под кров Твой; но соделай сие ради славы Твоей, и не постыди надеющегося на Тебя раба Твоего. И кто войдет в святилище Твое, видеть силы Твои, если Сам не отверзешь? И кто же отверзет, если Ты заключишь? Если разоришь, никто не созиждет. И если заключишь в чем человека, никто не отверзет. Если удержишь воды, все посохнет; и если излиешь их, потопят землю. «Аще же прекратишь вся, кто речет Тебе: что сотворил еси» (Иов. 11, 10)? Но неизменяема благость милосердия Твоего, по которой восхотел Ты сотворить, и сотворил, что хотел. Ты создал нас, Зиждитель мира, Ты и управляй нами; Ты сотворил нас, не призри же нас, потому что мы—дело рук Твоих. А мы—брение и черви, не можем войти в вечные обители Твои, если не введешь нас Ты, Господи Боже наш, создавший все из ничего.

23. Ты—надежда моя: хочу ли, не хочу ли,—спаси меня!