Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

25. Томлюсь в неизвестности будущего: Надежда моя, не оставь меня!

Помяни милосердие Твое древнее, по которому в начале предварил Ты нас благословениями сладости Твоей. Ибо прежде нежели родился я—сын рабы Твоей, Господи, надежда моя, и от сосцов матери моей предварял Ты меня, уготовляя мне стези, по которым бы я мог идти, и достигнуть славы дому Твоего. Прежде нежели образовал Ты меня в утробе матерней, известен был я Тебе, и прежде нежели вышел я из чрева, предоставил Ты о мне, что было угодно Тебе. Что и как написано о мне в книге Твоей в тайне совета Твоего, того я не знаю, и потому весьма страшусь; но Ты знаешь сие.

Ибо чего я ожидаю по преемству дней и времен, чрез тысячу лет сей временности, то пред лицом вечности Твоей уже совершилось, и будущее для Тебя уже исполнено. А я, не ведая сего, стою среди этой мрачной ночи, и нападают на меня страх и трепет, когда вижу, что отовсюду угрожают мне многочисленные опасности, преследуют меня многие враги, и множеством неисчетных бедствий окружен я в жизни сей. И если бы среди стольких зол не было у меня помощи Твоей; то дошел бы я до отчаянья. Но велика надежда моя на Тебя, прекроткий Владыка, Бог мой, и помышление о множестве щедрот Твоих ободряет мысль мою, и прежние знаки милосердия Твоего, предварившие меня до рождения моего, ныне же особенно просиявшие на мне, удостоверяют надежду мою в будущих лучших и совершеннейших дарах благостыни Твоей, соблюдаемых присным Твоим, да возвеселятся они о Тебе, Господи Боже мой, Веселие святое и животворное, всегда возвеселяющее юность мою.

26. Ради любви Твоей к нам и Ангелы Твои любят нас как братий своих.

Возлюбил Ты меня, любовь моя единственная, и прежде нежели мог я возлюбить Тебя, сотворил меня по образу Твоему, и поставил выше всех тварей Твоих. Достоинство же сие сохраняю только тогда, когда узнаю, для чего Ты сотворил меня. Горе сотворил Ты Ангелов Своих духов, которым заповедал «охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс.90, 11—12). Это—стражи на стенах нового града Твоего Иерусалима, и на горах окрест его, бдение и стерегущие «ночную стражу у стада своего» (Лук. 2, 8), чтобы души наши, когда не будет избавляющего, как лев не поглотил древний супостат наш, который, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр. 5, 8). Это граждане блаженного града вышнего Иерусалима, «он -матерь всем нам» (Гал.4,26), «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1,14), чтобы освобождать их от врагов их, сохранять на всех путях их, подкреплять и вразумлять, и молитвы чад Твоих возносить пред лице славы величия Твоего. Они любят сограждан своих; ибо надеются, что ими восполнится число отпадших от лика их. И потому они с великою заботливостью и с неусыпным усердием пребывают с нами всякий час и на всяком месте, помогают нам, промышляют о нуждах наших, служат ревностными посредниками между нами и Тобою, Господи, вознося к Тебе наши стенания и воздыхания, чтобы исходатайствовать нам благоволение благостыни Твоей, и принести к нам вожделенное благословение благодати Твоей. Сопутствуют они нам во всех путях наших, с нами входят и исходят, внимательно наблюдая, благоговейно ли и честно ли ведем себя среди рода лукавого, и с каким усердием, и желаем, и ищем Царства Твоего и правды его, и с каким страхом и трепетом служим Тебе, и радуемся о Тебе, Веселие сердца нашего. Помоществуют они нам, когда трудимся, охраняют нас, когда покоимся, подают советы, когда исходим на брань, увенчивают, когда побеждаем, радуются с радующимися, если радуются о Тебе, сострадают страждущим, если страждут за Тебя. Велика у них заботливость о нас; велика приверженность любви их к нам; и все это в честь неоцененной любви Твоей, какою возлюбил Ты нас; потому что любят, кого Ты любишь; охраняют, кого Ты охранишь, и оставляют, кого Ты оставляешь. Не любят они творящих беззаконие; потому, что и Ты «ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь» (Пс.5, 6. 7). Как скоро ведем себя хорошо, радуются Ангел и печалятся демоны; а как скоро уклоняемся от доброго, веселим диавола, Ангелов же лишаем их радости. Ибо у них радость « об одном грешнике кающемся» (Лук.15,7); а у диавола радость об одном праведнике, отвергающемся покаяния. Посему даруй, Господи, всегда радоваться Ангелам о нас, чтоб и Ты чрез них всегда прославлялся в нас, и мы с ними введены были в один овчий Твой двор, и совокупно исповедались святому имени Твоему, Творец человеков и Ангелов.

И воспоминая о сем пред Тобою, исповедаюсь Тебе, принося хвалу за сии великие Твои благодеяния, какими почтил Ты нас, дав в служение нам Ангелов Своих духов. Ибо дал Ты нам все, что заключается на широте небесной; как будто бы мало было для нас того, что под небесами, если бы не присовокупил и того, что превыше небес. Да восхвалят Тебя за сие все Ангелы Твои, Господи; да исповедаются пред Тобою все дела Твои, и да благословят Тебя святые Твои, которых без меры почтив и обогатив, украсил Ты многими дарами. «Чудно имя Твое, Господи, по всей земли» (Пс.8, 2). «Что есть человек, яко возвеличил еси его, или яко внимавши умом к нему» (Иов.7, 17)? Ибо Ты, древняя истина, изрек: «радость моя с сынами человеческими (Притч. 8, 31). «Разве человек не гной, и сын человеческий не –червь» (Иов. 25, 6)? «Подлинно, совершенная суета-всякий человек живущий» (Пс.38, 6)? И достойным для себя почитаешь Ты отверзать на него очи Твои, и приводишь его с Тобою на суд!

27. Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих?

Научи меня, глубочайшая бездна, Зиждительная Премудрость, поставившая «на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40,12), и поддерживающая тяжесть земли; и сию плотяную тяжесть, которую ношу я, поддержи невидимыми Твоими перстами, чтобы увидеть и познать мне, сколь «чудно имя Твое по всей земли!» Древнейший свет, сиявший прежде всякого света на святых горах древней вечности, пред которым «все обнажено и открыто» (Евр.4, 13) еще прежде нежели пришло что либо в бытие, Свет, которому, как чистейшему и чуждому всякой скверны, ненавистна всякая нечистота, какое утешение Тебе от человека? «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6, 14) Что в человеке утешает Тебя? Где во мне достойное святилище величия Твоего, чтобы войти в него и обрести утешение любви Твоей? Чистая трапеза прилична Тебе, всеочищающая Сила; ибо видеть Тебя, а тем паче обладать Тобою, могут только чистые сердцем. В человеке же где столько чистый храм, чтоб мог он принять Тебя? Кто может сделать чистым зачатое от нечистого семени? Не Ты ли один чист? А от «нечистого что очистится?» (Сир. 84, 4) Ибо и по закону, который дал Ты отцам нашим в огне, попаляющем гору, и в облаке, покрывающем «мрак вод» (Пс.17, 12), к чему прикоснется нечистый, «нечисто будет» (Чис.19, 12). «Все мы сделались - как нечистый» (Ис.64, 6), происходя от растленной и нечистой плоти, имеем на челе своем знаки нечистоты нашей, которых не можем сокрыть от Тебя Всевидящего. А потому не можем быть и чистыми, если не очистишь Ты, единый чистый. Очищаешь же тех из нас сынов человеческих, в которых угодно обитать Тебе, и которых по недоступно-глубоким тайнам непостижимых судеб премудрости Твоей, всегда справедливых, хотя и сокровенных, не по каким либо предварительным их заслугам предопределил Ты прежде мира, призвал из мира, оправдал в мире, и возвеличишь по конце мира. Чему изумевая, дивятся все мудрые земли. И я, Господи, размышляя о сем, прихожу в ужас и оцепенение от «глубины богатства и премудрости и разума» (Рим.11, 33), которой не досязаю. И непостижимы судьбы правды Твоей; потому что из «из той же смеси сделать» одни сосуды «в честь», другие же в «вечное безчестие» (Рим. 9, 21). Посему, которых из множества избрал Ты Себе в храм, предуведал, что соблюдут они себя достойными святыни Твоей, тех очищаешь, изливая на них воду чистую, тех и имена и число знаешь Ты, «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146, 4). Написанные у Тебя в книге жизни, никогда они не погибнут; им все споспешествует во благое. «когда он будет падать, не упадет» (Пс.36, 24), потому что поддерживаешь их рукою Твоею, храня «вся кости их, да ни едина от них сокрушится». Но «смерть грешников люта» (Пс.33, 22), т. е. тех, которых Ты, прежде нежели сотворил небо и землю, по неисповедимой глубине сокровенных, но всегда праведных, судеб Твоих предуведал достойными вечной смерти. Счисление же имен и злых дел их у Тебя, исчислившего множество песка морского и измерившего глубину бездны, и их оставил Ты в нечистотах их; посему все им служит во зло. Великое недостоинство их делает, что и самая молитва их обращается в грех, и если до небес взыдут, и главою коснутся облаков, «и положат гнездо свое среди звезд» (Авд.1, 4), и тогда погибнут наконец по грехам и беззакониям своим.