Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

И сие-то «Небо - небо Господу», не иному кому, а только Господу. На сие-то небо «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» (Ин. 3, 13): потому что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» и Дух (Матф.11, 27). Ибо Тебе Единой всецело ведома Ты, Троица Святая, Троица пречудная, пренеисповедимая, пренеисследованная, пренеприступвая, пренепостижимая, пренедомыслимая, пресущественная, Ты пресущественно превышаешь всякое чувство, всякий ум, всякий смысл, всякое разумение, всякую сущность пренебесных духов.

Откуда же познал я Тебя, Господи Боже мой, превознесенный над всею землею, и над всем небом,— Тебя, Которого не познают в совершенстве ни Серафимы, ни Херувимы, но крылами созерцаний своих закрывая лица пред «сидящего на престоле высоком и превознесенном», взывают и глаголют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его»?(Ис.6,2-3) И Пророк ужаснулся и сказал: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Ис.6, 15). И сердце мое ужаснулось, потому что не умолчал я, как «человек с нечистыми устами», но сказал: познал я Тебя. Впрочем, Господи, горе и умолкающим о Тебе; потому что и доброречивые без Тебя делаются немыми. И я не умолчу, что Ты сотворил и просветил меня. Я нашел и познал себя, обрел и познал Тебя, потому что Ты просветил меня. Но как познал я Тебя? Познал Тебя в Тебе же Самом; познал Тебя, не каков Сам Ты в Себе, но каков Ты ко мне, познал не без Тебя, но в Тебе, потому что Ты свет, просветивший меня. Каков Ты в Себе, таковым ведом Себе одному; но каков Ты ко мне, это, по благодати Твоей, известно и мне. Но каков Ты ко мне? Скажи сие, милосердый, бедному рабу Твоему; скажи мне по щедротам Твоим, каков Ты ко мне? «скажи душе моей: `Я - спасение твое!» (Пс.84, 3). Не сокрывай от меня лица Твоего, да не умру. Дозволь мне, земле и пеплу, вещать к милосердию Твоему; дозволь, потому что велико милосердие Твое ко мне, — «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27). Скажи мне смиренному, скажи, милосердый, бедному рабу Твоему, скажи мне по щедротам Твоим: каков Ты ко мне? И возгремел Ты свыше гласом великим во внутренний слух сердца моего, разрешил Ты глухоту мою, и услышал я глас Твой; просветил Ты слепоту мою, и увидел я свет Твой, и познал, что Ты—Бог мой. Посему-то и сказал я, что познал Тебя. Познал я о Тебе, что Ты—Бог мой; познал «Тебя единого истинного Бога, и его же послам еси Иисусе Христа». Было время, когда не познавал я Тебя. Горе тому времени, когда не познавал я Тебя; горе той слепоте, когда не видел я Тебя; горе той глухоте, когда не слышал я Тебя! Слепой, глухой и безобразный устремлялся я на прекрасный создания Твои. Со мною Ты был, но я не был с Тобою; вдали от Тебя удерживало меня то, что не существовало бы, если бы не получило бытья от Тебя. Ты просветил меня, о свет, и увидел я Тебя, и возлюбил Тебя. Ибо никто не может любить Тебя, разве только кто видит Тебя; и никто не может видеть Тебя, разве только кто любит Тебя.

Поздно возлюбил я Тебя, красота столь древняя и столь новая, поздно возлюбил я Тебя. Горе тому времени, когда не любил я Тебя!

31. Познал я Тебя в Троице славимого и поклоняюсь Тебе.

Благодарение Тебе, Свет мой, просветивший меня так, что познал я Тебя? Как я познал Тебя? Познал в Тебе единого Бога живого и истинного Творца моего; познал в Тебе Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, Бога истинного, всемогущего, бессмертного, невидимого, неописуемого, беспредельного, вечного, неприступного, непостижимого, неисследимого, непременяемого, неизмеримого, бесконечного начала всех видимых и невидимых тварей, Которым все создано и Которым все стихии поддерживаются в бытии, Которого величие, как не имело никогда начала, так и не прекратится во век. Познал я Тебя единого, истинного, вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, три Лица, но единую сущность, совершенно простое и нераздельное естество; Отца безначального, Сына от Отца рожденного и Духа Святого от Отца же исходящего, безначально всегда и бесконечно Бога Триипостасного, единого единственного истинного Бога веемогущего, единое начало вселенной, Творца всего видимого и не видимого, духовного и телесного, Который всемощною силою при начале времен создал из ничего ту и другую тварь—и духовную и телесную, т.е. мир Ангельский и мир видимый, а потом и человеческую природу, как нечто общее, составленное из тела и духа. Познал я и исповедую Тебя Бога Отца нерожденного, Тебя — Сына Единородного, Тебя—Духа Святого, Утешителя ни нерожденного, ни рожденного, но от Отца исходящего, познал и исповедую святую и нераздельную Троицу в трех равных единосущных и совечных Лицах, Троицу в единице и единицу в Троице, «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10).

Познал я Тебя истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Творца, Спасителя, искупившего меня и весь человеческий род, и исповедую Тебя от Отца рожденным прежде век, Богом от Бога, светом от света, Богом истинным от Бога истинного, не сотворенным, но рожденным, единосущным и совечным Отцу и Святому Духу, Которым все из начала сотворено; твердо верую и истинно исповедую, что ты Бог Единородный Иисус Христос для спасения людей, по советам Пресвятой Троицы, воплотился и от Приснодввы Марии наитием Святого Духа зачат стал истинным человеком, состоящим из разумной души и человеческой плоти; что Ты, по. Божеству Единородный Бог, бесстрастный и бессмертный, по неизреченной любви Твоей, какою возлюбил нас, Тот же самый Божий Сын по человечеству соделался страждущим и смертным; что Ты, единый Божий Сын, для спасения человеческого рода на древе крестном изволил претерпеть страдание и смерть, чтобы спасти нас от смерти вечной; что Ты начальник света, сошел во ад к пребывающим во тьме отцам нашим, и в третий день, Ты же, славный победитель, от преисподних восшел на высоту и воскресил святое тело Свое, которое за грехи наши лежало мертвым во гробе, оживотворив оное, по Писанию, в третий день, чтобы спосадить одесную Отца. Ибо, восприяв с Собою плен из ада, плененный древним врагом человеческого рода, Ты, истинный Божий Сын, с естеством плоти нашей, т. е. с душою и плотью человеческою, восприятою от преславной Девы, восшел превыше всех небес, превосшедши все чины Ангельские, седишь одесную Бога Отца, где источник жизни и свет неприступный и мир Божий, превосходящий всяк ум. Там сущему Тебе, истинному Богу и человеку — Иисусу Христу, покланяемся, веруя и исповедуя, что Бога имеешь Ты Отцем, и ожидаем, что оттуда придешь Судиею при конце века, судить живых и мертвых, и всем добрым и злым воздать по делам их, соделанным ими в сей жизни, наградив или наказав каждого по достоинству его, или покоем, или мученьем. Ибо в день тот, по гласу силы Твоей, все люди, все имевшие в себе душу человеческую, восстанут в той плоти, какую имели в настоящей жизни, чтобы весь человек, по заслугам, восприял или славу, или геенну Ты — «наше … жительство» и воскресение, «откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филп.3, 20. 21).

Познал я Тебя Бога истинного, животворящего Духа Святого, от Отца исходящего, единосущного и совечного Отцу и Сыну, Утешителя и Ходатая нашего, в виде голубя нисшедшего на Бога и Господа нашего Иисуса Христа, и на Апостолах явившегося в виде огненных языков, даром благодати, Своей от начала научавшего всех святых я избранных Божиих, и отверзавшего уста Пророкам, чтобы поведали они чудеса Царствия Божия; и полоняемого и спрославляемого вместе со Отцем и Сыном от всех святых Божиих, с которыми и я — сын рабы Твоей, от всего сердца прославляю имя Твое; потому что просветил Ты меня. Ты— истинный свет, истиноглаголивая светлость, огнь Божий и учитель духов, помазанием Своим наставляющий нас на всякую истину, Ты—Дух истины, без Которого невозможно угодить Богу, потому что Ты Бог от Бога и свет от света, неизреченно исходя от Отца светов, единосущен, равен и совечен Отцу и Сыну, и с Ними во едином существе Троицы пресущественно спрославляешься и царствуешь.

Познал я Тебя—Единого Бога живого и истинного, Отца и Сына и Духа Святого, Троичного в Лицах и Единого в сущности; и Тебе покланяюсь, Тебя исповедую и прославляю всем сердцем моим, истинного Бога, Единого святого, бессмертного, невидимого, непременяемого, неприступного, неисследимого, единую светлость, единое солнце, единый хлеб, единую жизнь, единое благо, единое начало, единый конец, единого Творца неба и земли, Которым все живет, все поддерживается в бытии, все приводится в устройство, управляется и оживотворяется, что ни есть на небе и на земле и под землею,—кроме Которого нет Бога ни на небе, ни на земле. Так познал я Тебя, Господи Боже, познавший меня! Так я познал Тебя. Познал я Тебя верою, которую вдохнул в меня Ты, свет мой, светлость очей моих, Господи Боже мой, надежда всех концов земли, радость веселящая юность мою, и благо, подкрепляющее старость мою. О Тебе, Господи, все кости мои торжествуя взывают: «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс.34, 10) «Кто подобен Тебе в бозех, Господи» (Пс.85, 8), — Тебе не руками человеческими соделанному, но создавшему руки человеческие? «Их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс.113, 12). Но не таков Ты, Создатель человеков. «Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95,5). «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный, … боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10,10.11). Бога же, сотворившего небо и землю, да благословят небеса и земля!