Блаженный Августин-БЕСЕДЫ ДУШИ С БОГОМ-(полный вариант молений по изданию Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1883г.)-Оглавление-1.

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (41-3) Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41, 2.3) Когда к водам сладости Твоей, источник жизни, родник живых вод, приду из земли пустой, непроходимой и безводной, чтобы увидеть мне силу Твою, и славу Твою, и водами милосердия Твоего утолить жажду свою? Жажду, Господи, источник жизни, — напои меня. Жажду, Господи, жажду Тебя Бога живого. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему, Господи? Увижу ли день тот, день радости и веселия, «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»(Пс.117, 24)? День пресветлый, незнающий вечера, не имеющий запада, в который услышу глас хвалы, глас радования и исповедания, услышу: «в радость господина твоего» (Мф.25, 21), войди в радость вечную, в дом Господа Бога твоего, где творятся «дела великие и неисследимые, чудные без числа» (Иов. 5, 9); войди в радость беспечальную, заключающую в себе вечное веселие, где будет всякое благо и не будет никакого зла; где будет все, что вожделенно, и не будет того, что не таково; где будет жизнь живоносная, сладостная и вожделенная и приснопамятная; где не будет ни врага нападающего, ни обольщений, но высочайшая и несомненная безопасность, безопасная тишина, тихая приятность, приятное счастье, счастливая вечность, вечное блаженство и блаженная Троица, и троичное единство, и единое Божество, и блаженное созерцание Божества,—в этом то и состоит радость Господа моею. О радость радостей, радость превосходящая всякую радость, вне которой нет и радости! Когда войду в тебя, чтоб видеть мне Господа моего, обитающего в тебе? Приду и увижу «сие великое явление» (Исх. 3, 3). Что же меня удерживает? «Увы мне, яко пришелствие мое продолжися» (Пс.119, 5)! Долго ли будут говорить мне: «где есть Бог твой» (Пс.41, 4)? Долго ли будут говорить мне: «терпя потерпи»? И ныне не Ты ли, о Господи, ожидание мое? Ждем «ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип.3, 20, 21); ожидаем Господа, когда возвратится Он от брака, чтобы нас ввести на вечерю Свою.

Приди, Господи, и не умедли; приди, Господи Иисусе Христе, приди и посети нас миром; приди и изведи сего связанного из темницы; да возвеселится пред Тобою сердцем совершенным; приди, Спаситель наш; приди, чаяние всех языков, яви лице Твое, и спасемся. Приди, свет мой, Искупитель мой; «изведи из темници душу мою исповедатися имени Твоему» (Пс.141, 8). Долго ли я бедный буду влаяться в волнах смертности моей? Вопию к Тебе, Господи, и не внемлешь мне... Услыши, Господи, вопиющего из моря сего великого, и введи меня в пристань вечного блаженства. Блаженны те, которые изведены из опасностей моря сего, сподобились дойти к Тебе, Боже, безопаснейшей пристани. Истинно блаженны пришедшие из моря на берег, из изгнания в отечество, из темницы в чертог. Они наслаждаются уже вожделенным покоем, потому что, прияв венец вечной славы, заслуженный здесь многими скорбями, вечно веселятся. Они истинно блаженны, трекратно и четырекратно блаженны, потому что избавившись от всех зол, не сомневаясь уже о своей неувядаемой славе, сподобились достигнуть царства лепоты. О вечное царство, царство всех веков, где немерцающая светлость «и мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил. 4, 7), в котором упокоеваются души святых! «радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35, 10). Как славно царство, в котором, с Тобою, Господи, царствуют все святые, облеченные светом, как ризою, имея на главе «венец из чистого золота» (Пс.20, 4)! О царство вечного блаженства, в котором Ты, Господи, упование святых и венец славы, лицем к лицу узришься святыми Твоими, веселя их миром Твоим, превосходящим всяк ум!

Там радость бесконечная, веселие без печали, здравие без болезни, жизнь без труда, свет без тьмы, жизнь без смерти, всякое благо без всякого зла; там юность никогда не стареет, там жизнь не знает себе предела; там красота никогда не увядает; там любовь никогда не охладевает; там здравие никогда не изнемогает; там радость никогда не умаляется; там не ощущается никогда печаль; там не слышно никогда воздыхания, там не видно ничего скорбного; там всегда есть веселие; там не страшно никакое зло; потому чего там обладают верховным благом, и оно есть непрестанное созерцание лица Господа Сил. Посему блаженны те, которые из настоящей многобурной жизни сподобились уже достигнуть стольких радостей.

Но, увы, злосчастны и жалки мы, которые влачим корабль по волнам сего великого моря и по бурным пучинам, не зная, будем ли в состоянии достигнуть пристани спасения. Несчастны, мы, которых жизнь в изгнании, путь в опасности, конец сомнителен, которые не знаем конца своего, потому что все в неизвестности соблюдается до будущего века, а мы влаемся еще в волнах морских, воздыхая о пристани. Издали видим тебя, отечество наше, отечество безопасное. Приветствуем тебя с моря сего, воздыхаем о тебе в юдоли сей, и со слезами усиливаемся, как бы то ни было, достигнуть тебя. Упование рода человеческого, Христе, Бог от Бога, прибежище наше и сила, светлость Твоя издали, сквозь темные облака среди бурь морских осиявает очи наши, как луч звезды, указующей путь к пристани. Ты, Господи управь корабль наш десницею Твоею, кормилом креста Твоего, да не погибнем в волнах, да не потопит нас буря водная, да не поглотит нас глубина; но силою креста Твоего влеки нас из моря к Тебе, единственному нашему утешению; слезящими очами издали, как звезду утреннюю солнце правды, едва видим Тебя, ожидающего нас на бреге небесного отечества. Вот к Тебе взываем Тобою искупленные, но и ныне еще пребывающие в изгнании, взываем мы, которых искупил Ты драгоценною кровью. «услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко» (Псал. 64, 6). В бурном носимся мы море; Ты, стоя на бреге, видишь крушения наши; спаси нас ради имени Твоего. Дай нам, Господи пройти среди двух пучин, и безопасно сохранив корабль и куплю нашу, достигнуть пристани.

35. Тогда насыщуся.

Когда же придем к Тебе — Источнику мудрости к Тебе—немерцающей Светлости, к Тебе — невечернему Свету, чтоб узреть нам Тебя уже не зерцалом в гадании, но лицем к лицу; тогда насытится во благих желание наше; потому что ничего не останется нам больше желать. Ты, Господи, верховное Благо, будешь наградою блаженных, и венцом славы их, и радосттю вечною над главою их, и внутренне и совне умиротворяя их миром Твоим, превосходящим всяк ум. Там узрим, возлюбим и восхвалим Тебя. Во свете Твоем узрим свет Твой; «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35,10). И какой свет? Свет безмерный, свет невещественный, непостижимый, свет немерцающий, свет невечерний, неприступный, свет несозданный, свет правдивый, свет Божественный, который просвещает очи Ангельские, веселит юность святых, и есть светлость светлостей и источник жизни, то есть Ты, Господи Боже мой. Ибо Ты - вот свет, во свете Которого узрим свет, то есть, Тебя— в Тебе, во светлости лица Твоего; потому что узрим Тебя лицем к лицу. Что значит узреть лицем к лицу? Не то ли самое, что говорит Апостол: познать, «подобно как я познан» (1Кор.13, 12)? Познать Троичность Твою значить узреть лицем к лицу; познать всемогущество Отца, премудрость Сына, милость Духа Святого, единую и нераздельную сущность всевысочайшей Троицы, значит узреть лице Бога живого. И это есть высочайшее благо, радость для Ангелов и всех святых, награда жизни вечной, слава духов, вечное веселие, венец лепоты, воздаяние блаженства, обильный покой, красота дара, внутренняя и вечная радость, рай Божий, Иерусалим небесный, блаженная жизнь, полнота блаженства, радость вечности, «мир превосходящий всяк ум». Вот полное блаженство и всецелое прославление человека—зреть лице Бога своего, зреть Того, Кто сотворил его, Кто спас его, и Кто прославил его. Человек узрит Его познавая Его, возлюбит Его вожделевая Его, и восхвалит Его обладая Им. Ибо Сам будет наследием людей Своих, людей святых, которых искупил Он. Сам будет блаженным достоянием их, наградою и ожидаемою мздою. Буду, говорит, «награда твоя весьма велика» (Быт. 15,1)! Истинно, Господи Боже мой, велик Ты весьма над всеми богами, и мзда Твоя весьма велика. Ибо великому и прилично великое; и не мала мзда Твоя, когда Сам Ты велик; но как велик Ты, так велика и мзда Твоя. Ибо не иное—Ты, а иное—мзда Твоя. Но Сам Ты велик весьма, Сам Ты—и венчающий и венец. Сам Ты—и обетователь и обетование; Ты и мздовоздаятель и мздовоздаяние; Ты—и раздаятель наград, и награда вечного блаженства. Ты—венчающий и венец, Боже мой, венец упования моего, украшенный славою; веселящая светлостьт свет обновляющий, украшающая лепота, упование мое великое, желание сердца святых и чаяние их.

Итак, созерцание Тебя есть всецелая награда, всецелая мзда и всецелая радость, какой ожидаем. Это есть жизнь вечная; —так говорит премудрость Твоя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Посему, когда узрим Тебя Единого Бога, Бога истинного, Бога живого, всемогущего, невидимого, неописуемого, непостижимого; и Единородного Сына Твоего, Тебя единосущного и совечного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Которого послал Ты в мир для спасения нашего, и Духа Святого—узрим Бога Троичного в Лицах и Единого в сущности, Единого Бога Святого, кроме Которого нет Бога: тогда будем иметь, чего взыскуем, будем иметь вечную жизнь, нескончаемую славу, какую уготовал Ты любящим Тебя, какую сокрыл для боящихся Тебя, и дашь ищущим Тебя, всегда взыскующим лица Твоего. И Ты Господи Боже мой, Создатель мой от чрева матери моей, которая вверила меня деснице Твоей, не попусти мне более от единого развлекаться во многое; но собери меня от внешнего в меня самого, а от меня в Тебя, чтоб сердце мое всегда вещало Тебе: «взыска Тебе лице мое. Лица Твоего, Господи, взыщу» (Пс.26, 8),—лица Твоего, Господи Сил, в Котором одном состоит вся слава блаженных,—которое зреть есть вечная жизнь и вечное веселие святых. Посему, да возвеселится сердце мое, и да убоится имени Твоего; да возвеселится сердце ищущих Господа, а тем паче сердце обретающих Тебя. Ибо если и искать—уже веселие, то какое веселье—обрести? Посему ревностно и непрестанно буду искать лица Твоего. Да отверзнется когда-нибудь и мне дверь и врата правды, чтобы войти в радость Господа моего. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117, 20).

36. Толку отверзи мне, Господи!

Три равные и совечные Лица! Единый и истинный Бог, Отец, Сын и Дух Свитый, един обитающий в вечности и во свете неприступном, основавший землею веемогуществом Твоим, и премудростью Твоею правящий во вселенной; Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, страшный и сильный, праведный и милосердый, дивный, хвальный, достолюбезный, единый Бог, три Лица в единой сущности, всемогущество, премудрость, благость, единая и нераздельная Троица, отверзи мне вопиющему, «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа» (Пс.117,19). Вот во дверь Твою, Верховный Домовладыка, ударяю я нищий; повели отверзть для меня ударяющего — Ты, сказавший: «стучите, и отворят вам» (Матф.7,7). Ударяют в дверь Твою, премилосердый Отец, желания стенающего сердца моего и слезные вопли очей моих. «пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37, 10). И Ты, Господи, «не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего» (Пс.26, 9). Услыши, Отец щедрот, вопль сирого Твоего, и простри наилучшую помощницу—руку Твою, да извлечет меня из глубоких вод, из блага бедствий, и от брения тины (Пс.39, 3), и не погибну пред милосердым взором очей Твоих, в виду благоутробия Твоего; но да прийду к Тебе—Господу Богу моему, и увижу богатство царствия Твоего, и буду вечно созерцать лице Твое и вещать хвалу имени Твоему святому, Господи, творящий дивное, веселящий сердце мое памятно о Тебе, просвещающий юность мою, не презирающий старость мою, но соделывающий, что радуются все кости мои, и обновляется старость моя, яко орля.