«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И хотя между учеными возможны самые тонкие изыскания и споры, я не знаю, может ли кто-либо определить, когда человек начинает жить во чреве, и существует ли какая-нибудь скрытая жизнь, которая не обнаруживается еще в движениях. Ибо кажется крайним бесстыдством отрицать, что были живы те младенцы, которые разрезаются на части и извлекаются из чрева матерей с той целью, чтобы не причинили смерти и матерям, если бы остались там мертвыми. С какого же времени человек начинает жить, с тех пор он может и умереть. А мертвый, где бы ни случилось с ним смерть, будет иметь отношение к воскресению мертвых.

Глава 87. Каким образом воскреснут уроды

Никто ведь не станет отрицать, что воскреснут уроды, которые рождаются и живут, хотя и скоро умирают, или, точнее, нужно верить, что воскреснет исправленная и неиспорченная природа. Мы отнюдь не думаем, что тот урод со сдвоенными членами, недавно родившийся на Востоке, о котором пишет блаженной памяти пресвитер Иероним, воскреснет таким же уродом, а не двумя близнецами. И все остальные уроды, родившиеся каждый по отдельности, но называемый так или потому, что имеют что-нибудь (в теле) больше или меньше (чем следует) или за какое-либо крайнее безобразие, получат по воскресении образ человеческой природы, так что отдельные души будут владеть своими особыми телами, и не будут совсем сросшихся тел даже в том случае, если они родились сросшимися; но каждый в отдельности будет иметь свои члены, которыми довершится целость человеческого тела.

Глава 88. Восстановление плоти, каким бы образом, она не погибла

У Бога же не пропадает тленное вещество, из которого творится тело смертных; в какие бы испарения ни испарялось, в какую бы сущность других тел или в простейшие элементы ни превращалось, в пищу каких бы животных или даже людей ни переходило бы и в их тела ни изменялось бы, оно возвратится в одно мгновение той самой человеческой душе, которая его впервые оживила для того, чтобы произошел, жил и рос человек.

Глава 89. Каким образом возвратятся к телу остатки (вещества)

Итак, само тленное вещество, по исходе души ставшее трупом, будет восстановлено по воскресении не так, что распавшееся и превратившееся в те или иные виды и формы других предметов, возвращаясь в тела, из которых распалось, необходимо возвратится в ту самую часть тела, где оно было. В противном случае, если волосам возвратится то, что было удалено частой стрижкой, если ногтям — то, что столько раз было срезано, то для размышляющих и потому не верующих в воскресение плоти это представляется чрезмерным и неприличным безобразием. Но как статуя из какого-нибудь металла, если бы ее расплавили огнем, а художник снова точно восстановил бы ее из того же количества материала, ничего не потеряла бы в своей правильности, так и Бог, дивный и неизреченный Художник, восстановит тело наше с удивительной и невыразимой скоростью из всего того, из чего оно состояло; и для его копии совершенно безразлично, возвратятся ли волоса к волосам и ногти к ногтям, или то, что пропало из них, превратится в плоть и будет перенесено в другие части тела, коль скоро провидение Художника заботится, чтобы не было чего-либо неблагообразного.