«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Признаюсь, что я не могу всего запомнить, сколько непонимающих людей я научил грешить, нехотящих склонил, нерешающихся побудил, желающим посоветовал! А чтобы не бояться таких дел, я не страшился все предавать забвению. Но Ты, праведный Судия! ни слова мне не говорил, всегда молчал, терпел; увы мне! уже напоследок Ты скажешь мне «во гневе Своем!» (Пс. 2:5)

4. Боязнь Судии

Боже богов! Я знаю, что Ты не всегда будешь молчать, знаю, что Ты открыто придешь: пред лицом Твоим «огонь поедающий, и вокруг Тебя сильная буря» (Пс.49:3). Ты призовешь «свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс.49:4). И вот пред столькими тысячами народа обнажатся все грехи мои, стольким сонмам ангелов открыты будут все беззакония мои, не только совершенные делом, но и самые помышления и слова мои.

Пред столькими судьями я предстану, сколько меня опередили в добрых делах. Столько обличен буду свидетелями, сколько они наставляли меня полезными словами, и к подражанию моему себя самих представляли мне в примере добрыми делами. Господи мой, не знаю я, что сказать; не понимаю, как отвечать. Я еще не на этом грозном суде, а уже мучит меня совесть, терзают сердечные тайны, связывает сребролюбие, обвиняет гордость, пожирает зависть, сожигает похоть, опустошает роскошь, бесчестит объедение, низвергает пьянство, раздирает бесславие, обличает похищение, расточает несогласие, возмущает гнев, расслабляет покой, подавляет слабость, обольщает лицемерие, склоняет лесть, возносит благополучие, уязвляет бесчестие.

Избавитель мой от рода гневливого: вот, с кем я жил от дня рождения моего, в чем я упражнялся и кому служил! Самые любимые занятия мои осуждают меня; что я хвалил, то меня опорочивает. Так это мои друзья, которыми я любовался, которым верил, с которыми жил, которым повиновался. Увы мне, Царю мой и Боже мой, «что я пребываю у Мосоха» (Пс.119:5). Горе мне, что я обитал с живущими в Кидаре! И если святой Давид сильно возлюбил их, тем более я окаянный могу сказать о себе: «долго жила душа моя с ненавидящими мир!» (Пс.119:6). Утверждение мое, Боже мой, «не оправдается пред» Тобою «никакая плоть» (Рим. 3:20). Упования моего не полагаю на сынов человеческих. Кого Ты, если будешь судить без милосердия Твоего, найдешь праведным? И если Ты не встретишь нечестивого милостью, не будет прославляющего праведного.

Ибо я, Спаситель мой, верю тому, что слышал, так как милосердие Твое ведет меня к покаянию. Мне сказали Твои сладчайшие уста: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) Мой Небесный. А так как Ты научил меня этому, и, как милостивый, наставил, то я всеми душевными силами, всем зрением ума, прошу Тебя, Всемогущий Отче! с возлюбленнейшим Сыном Твоим, и Тебя, вожделеннейший Сын! с прелюбезным призываю Утешителем: привлеки меня, чтобы я радостно за Тобою шел «в приятное благоухание» (Лев. 17:6) Тебе.

5. Отец призывается через Сына

Призываю я Тебя, Боже мой! призываю я Тебя; потому что Ты «близок ко всем призывающим» Тебя «в истине» (Пс.144:18). Ты, Истина, научи меня, молю, милосердием Твоим, научи меня, святая Истина, призвать Тебя во истине, потому что я этого сделать сам не умею; но наставления Твоего, блаженная Истина, прошу смиренно. Без тебя помышлять значит: безумствовать; а знать Тебя есть совершенная премудрость. Наставь меня, Божия Премудрость, и научи меня закону Твоему; я верю тому, что тот будет «блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс.93:12). Я желаю призывать Тебя, но молю, чтобы было то «в истине». Что значит призывать «в истине» Истину, если не в Сыне Отца? Итак, Святый Отче, Слово Твое — Истина, и начало слов Твоих — Истина, потому что то есть Начало слов Твоих, которое в начале было Слово. В том самом начале поклоняюсь Тебе, высочайшему Началу. Призываю Тебя, совершенная Истина, в самом слове Истины, которым Ты, самая Истина, управь и научи меня.

Что может быть сладостнее того, как родителя призывать именем Единородного? Отца воспоминанием Сына преклонять на милость? Царя умилостивлять наименованием возлюбленнейшего Сына? Таким способом виновные избавляются от темниц, так заключенные в узы освобождаются от них, так приговоренные к смертной казни не только прощение, но необыкновенную получают милость, как только они напомнят прогневанным владыкам любовь к себе их любимых детей.

Так я Тебя, Всемогущий Отче, прошу любовью всемогущего Сына Твоего, «выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс.141:7). Освободи меня от уз греховных, молю через равновечного Тебе Единородного Сына, и меня возведи к вечной жизни ходатайством одесную Тебя сидящего Сына. Кого другого предстателем я за себя пошлю к Тебе? не знаю, если не Сего, Который есть «очищение грехов наших» (Евр.1:3). Это — ходатай мой у Тебя, Бога Отца! Это — высочайший Первосвященник, не требующий очищения чужою кровию: потому что блистает Он, окропленный Своею собственною кровию! Это — жертва святая, в аромат благоухания принесенная и принятая!