«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я вкушал сладость яблока, Ты вкушаешь горесть желчи.

Со мной смеясь радуется Ева, Тебе сострадает плачущая Мария.

Царь славы! Мое несчастие, а Твоя любовь; моя неправда, а Твоя правда. Что, Царь мой и Боже мой, что я воздам Тебе за все соделанное Тобою для меня?

В сердце человека невозможно найти ничего достойного, чтобы возблагодарить за такие благодеяния. Неужели острый разум человеческий может сделать нечто такое, с чем бы сравнялось милосердие Божие? Не может тварь оказать никакой услуги, чтобы соразмерно вознаградить попечение к себе Творца своего. Но есть нечто, Сын Божий, в Твоем чудном устроении, в чем моя немощь приемлет малое участие, именно: если Твоим посещением сокрушенная мысль распинает свою плоть со страстями и похотями. Когда Ты это даруешь, она как бы уже начинает Тебе сострадать. Это — небесное лекарство. Это, благий Иисусе, Твоей любви врачевство.

Молю Тебя древними щедротами Твоими, возлей его на раны мои, чтобы я, одержавши внутреннюю и внешнюю победу, не устрашился за любовь Твою подойти под меч вещественный и чтобы я, исцелившись от ядовитого угрызения ехидны, пришел в прежнее благополучное здоровье; и, вкусивши сладость любви Твоей, возгнушался бы всею душою наслаждений этого мира и для Тебя не побоялся бы никаких его злоключений; и, помня вечное блаженство, всегда презирал бы ветры этого преходящего страха.

Ничто мне без Тебя да не будет сладостно, ничто мне без Тебя да не будет привлекательно; да станет мне все противно без Тебя!

Пусть Твое благоволение будет непрерывным нашим желанием.

Да грустна мне будет без Тебя радость и приятна печаль за Тебя.

Да будет мне подкреплением имя Твое, и память о Тебе утешением.

Да будут мне слезы мои хлебом день и ночь.

Молю Тебя, надежда моя, будь милостив к согрешениям моим. Открой очи мои на заповеди Твои, и не уклони именем святым Твоим сердце мое в слова лукавства, чтобы оправдываться в грехах.

Также прошу дивным человеколюбием Твоим, «да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня» (Пс.35:12).

8. Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом

Всемогущий Боже, Отче Господа моего, устрой милостиво, чтобы помиловать меня, потому что я все, что ни обрел драгоценного, усердно принес Тебе; что ни нашел любимого, смиренно представил Тебе. Я ничего не оставил себе, чего бы не открыл Тебе: потому что я все мое упование устремил к Тебе. Предложил я ходатая моего пред Тобою, возлюбленного Сына Твоего. Через Этого Ходатая я надеюсь на прощение. Послал я словами Слово и исчислил пред Тобою страдания Святейшего Сына, за меня понесенные. Верую, что посланное Тобою Божество восприняло мое человечество, и в нем благоволило претерпеть заушения, узы, плевания и поношения, также подъять крест, гвозди и копие. Верую, что Слово Твое Божественное, ставшее плотию, во плоти ранами уязвленное, страданиями раздробленное, вмененное с мертвыми, одаренное славою воскресения, на небеса взошло и одесную Тебя воссело. Оно — умилостивление мое и жертва Твоя.

Здесь внемли, Щедрый, какого Ты родил Сына и какого искупил раба. Здесь обними с любовью Пастыря и воззри милосердно на принесенную к Тебе на собственных Его плечах овцу. Это — верный и добрый Пастырь, Который овцу, давно заблудившуюся, по расселинам гор и по стремнинам долин искал с великим старанием; и ее, уже умирающую от долговременного странствования, наконец найдя, радостно возложил на Себя; ее, прилепившуюся к Нему чудным стремлением любви, извлек из пропасти глубокого поругания и, взявши в сладкие объятия, к девяносто девяти принес одну погибшую.

Господи, Царь мой, Боже всемогущий, Пастырь добрый приносит Тебе то, что Ты поручил Ему. Он, по совету Твоему спасти человека, приводит его к Тебе, очистившегося от всякой скверны. Вот препрославленный Сын тварь Твою с Тобою примиряет, которая далеко заблудилась от Тебя. Вот в стадо Твое Пастырь кроткий приносит овцу, которую отнял дерзкий грабитель. Представляет пред лицо Твое раба, которого собственное признание сделало беглецом, чтобы заслуживший наказание удовлетворением Его получил прощение, и повинный за преступления геенне при таком Вожде уже наслаждался возвращением в отечество.

Святый Отче, я прогневлял Тебя, но собою не мог умилостивить Тебя. Стал помощником моим, Боже мой, Твой возлюбленный Сын, принявши мое человечество для уврачевания немощи моей, чтобы тем самым, что было причиною Твоего оскорбления, принести Тебе жертву хваления и меня тем примирить с Твоею благостью; этим Он, сидя одесную Тебя, всегда объявляет Себя участником моего существа. Он — моя надежда, Он — мое упование.

Воззри, Милосердный, воззри на меня, хотя из любви к возлюбленному Сыну Твоему. Воззри на то в Сыне, чем Ты умилостивляешься к рабу. Видишь таинство плоти, и оставь осуждение плоти. Когда открываются пред Тобою раны возлюбленного Сына, всегда да исчезают, молю, согрешения мои. Всякий раз, когда краснеет драгоценная кровь из святого ребра, да истребляются, молю, пороки моего осквернения.

Есть ли такой грех человеческий, которого бы не загладил Сын Божий, ставши человеком? Может ли быть такая гордость, которую бы не попрало смирение Сына Божия? Неужели держава смерти так велика, чтобы ее не разрушило крестное мучение Сына Божия?