«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я пришел бы в отчаяние от безмерных грехов моих и бесчисленных преступлений моих, если бы не стало плотию Слово Твое, Боже, и не вселилось в нас. Но уже не смею отчаиваться, потому что мы, еще бывши врагами, примирились смертью Сына Твоего, тем более после примирения спасаемся Им. Вся моя надежда и незыблемость всего моего упования возложена на бесценную кровь Его, для нас и для спасения нашего излиянную.

За это благодарим Тебя, милостивый и щедрый Человеколюбец Боже, что Ты нас Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом, чудесно избавил и возвратил погибших по вине своей.

Я воздаю Тебе хвалы от всего сердца моего за то, что Ты, по неизглаголанной любви Твоей, которою нас бедных и недостойных по чудной благости возлюбить благоволил, послал из лона Своего Единородного Сына Своего спасти нас грешных, тогда бывших сынами погибели. Благодарю Тебя за святое воплощение и рождество Его, и за славную Матерь Его, от Которой Он ради нас благоволил принять плоть, чтобы Он, — как истинный Бог от Бога, — так истинным был Человеком от человека. Благодарю Тебя за страдание и крест Его, за смерть и воскресение Его, за вознесение Его на небо, за присутствие Его одесную Тебя и за послание Им Святого Духа.

Благодарю Тебя за то святейшее бесценной крови Его излияние, которою мы искуплены, и за святейшую и животворящую тайну Тела и Крови Его, которою мы повседневно насыщаемся, и Единого высочайшего Божества становимся участниками. Благодарю Тебя за Твою чудную и неизреченную любовь, которою Ты нас недостойных так возлюбил и спас чрез Единородного и возлюбленного Сына Твоего, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Сия же есть жизнь вечная, да познаем Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, верою правою и делами веры.

15. О неизмеримой любви Вечного Бога Отца к роду человеческому

О, неизмеримая благость! О, невероятная любовь! Для избавления раба послал Ты Сына. Бог стал Человеком, чтобы погибший человек был избавлен от власти демона. Как милосерд, Человеколюбец, Сын Твой, Которому недовольно казалось, что Он уничижил Себя, ставши Человеком, и Который еще подъял крестные мучения, излив кровь Свою для спасения нас! Пришел Бог, пришел из любви Своей взыскать и спасти погибшее.

О, любовь! О, благость! Кто когда слышал подобное? Кто не изумится такому благоутробию милосердия? Кто не удивится? Кто не возрадуется о преизбыточествующей любви Твоей, которою Ты нас возлюбил?

Но что мы воздадим Тебе, Боже наш, за такие благодеяния Твои? Какие хвалы принесем Тебе за милосердие Твое? Хотя бы мы имели ангельский разум и силу, и тогда мы не могли бы воздать ничего достойного такой любви Твоей. Если бы все наши члены превратились в языки, то для принесения Тебе достойных хвалений мы оказались бы все-таки бессильными и ничтожными. Ибо превосходит всякий разум Твоя невероятная любовь, которую Ты показал нам, так как Сын Твой уподобился нам во всем, кроме греха.

Восприяв не ангельское, но человеческое естество и прославив его воскресением и бессмертием, Ты в Своем лице вознес его выше всех небес, выше сонмов ангелов, выше херувимов и серафимов. Тебя славят ангелы, Тебе поклоняются господства, и все силы небесные трепещут перед Богочеловеком.

В этом-то вся моя надежда и все мое упование, потому что в Самом Иисусе, Господе нашем, есть часть каждого из нас, плоть и кровь. Там, где моя часть царствует, верю, что там царствую и я, где плоть моя прославляется, там и я себя прославляемым признаю. Где кровь моя владычествует, думаю, что и я там владычествую, хотя грехи мои удерживают меня; хотя мои беззакония исключают меня, — но соединение естества не устраняет меня от спасения. Щедр и весьма милостив Господь Бог наш; и любит плоть Свою, члены Свои, утробу Свою. В Самом Боге и Господе нашем Иисусе Христе сладчайшем и милостивейшем, в Котором мы воскресли, и уже вознеслись на небо, и уже сидим вместе с небожителями, плоть наша любит нас; и мы имеем преимущество крови нашей в Нем. Мы члены Его и плоть Его, Он глава наша, от Которого все тело, как написано: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23) и «будут два одною плотью» (Мф.19:5). И: «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32), говорит апостол.

16. О двух естествах в Иисусе Христе, милующем нас и ходатайствующем о нас