«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О, как много мы должны Тебе, Господи Боже наш, искупленные, спасенные благодатью и осыпанные столькими благодеяниями! О, как мы, непотребные, должны любить Тебя, бояться, благословлять, хвалить, почитать и прославлять! Ты нас так возлюбил, спас, освятил, превознес! Тебе мы обязаны всем, что имеем, тем, что живем и одарены разумом. Даруй нам, Господи, от благ Твоих, чтобы мы этими благами служили и угождали Тебе и приносили ежедневно хвалы Тебе за столькие благодеяния милосердия Твоего. Ибо мы не другим чем можем служить и благоугождать Тебе, как только Твоим дарованием, — так как «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения» (Иак.1:17). Господи Боже наш, Боже щедрый, Боже благий, Боже всемогущий, Боже неизреченного и неописанного существа, Боже Зиждитель всех вещей и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Ты, Который послал возлюбленного Сына Своего, Господа нашего сладчайшего, послал Его из лона Своего, чтобы Он принял жизнь нашу, да отдаст нам Свою жизнь, и чтобы Он был совершенный Бог от Тебя Отца и совершенный человек от Матери-Девы, весь Бог и весь человек, один и тот же Христос, вечный и временный, бессмертный и смертный, Творец и сотворенный, крепкий и немощный, победитель и побежденный, питатель и воспитанный, пастырь и овца, временно умерший и с Тобою вовеки живущий. Он, Своим возлюбленным ученикам обещая подкрепление в жизни, сказал: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). Чрез Этого истинного Первосвященника и доброго Пастыря, Который принес Себя Тебе в жертву, положив душу Свою за стадо Свое, прошу Тебя, любовь и благость Твою смиренно умоляю, всеблагой и прелюбезный Человеколюбец Боже, даруй мне, чтобы я Тебя с Сыном Твоим и Святым Духом за все благословлял и прославлял с сердечным сокрушением и слезным источником, потому что, у Которых одно существо, у Тех один дар. Но так как тленное тело отягощает душу, то восставь слабость мою силою Твоей и сотвори, чтобы я твердо пребывал в заповедях Твоих и в прославлении Тебя. Даруй мне, чтобы согрелось во мне сердце мое и в размышлении моем разгорелся огонь. И как Сам Единородный Сын Твой сказал: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44), — то я прошу и молю, влеки меня всегда к Нему, чтобы, наконец, Он Сам возвел меня к Тебе туда, где Он сидит одесную Тебя; где есть жизнь вечная и вечно блаженная, где нет никакого страха, а совершенная любовь, где вечный день, где истинная и величайшая безопасность, и спокойная отрада, и приятное благополучие, и блаженная вечность, и блаженное, без конца, лицезрение Тебя; где Ты с Ним и Он с Тобою в соединении Святого Духа вечно живешь и царствуешь, Боже, во все века. Аминь.

18. Молитвенное воззвание к Иисусу Христу

Надежда моя, Христе Боже, Человеколюбец, свет, путь, жизнь, спасение, слава и все украшение! За наше спасение Ты благоволил все претерпеть: оковы, крест, язвы, смерть и погребение, потом на третий день, победив смерть, восстал и, утвердив сомневающиеся сердца учеников, в сороковой день вознесся в высоту небес, и теперь живешь вечно и вовеки царствуешь. Ты — Бог мой живой и истинный, Отец мой святой, Господь мой щедрый, Царь мой великий, пастырь мой добрый, учитель мой единый, помощник мой благой, возлюбленный мой прекрасный, хлеб мой живой, священник мой вовеки, вождь мой в отечество, свет мой истинный, сладость моя святая, путь мой прямой, премудрость моя преславная, простота моя чистая, согласие мое мирное, ограждение мое безопасное, часть моя благая, спасение мое вечное, милосердие мое великое, терпение мое твердое, жертва моя непорочная, искупление мое святое, надежда моя крепкая, любовь моя совершенная, воскресение мое истинное, жизнь моя вечная, радость моя бессмертная, видение мое блаженное и бесконечное! Тебя усердно прошу, молю и смиренно умоляю, чтобы я Тобою ходил, к Тебе пришел и в Тебе успокоился, потому что Ты — путь, истина и жизнь, и без Тебя никто не приходит к Отцу: я желаю Тебя, сладчайшего и прекраснейшего Господа.

О, сияние Отчей славы, Ты восседаешь на херувимах и видишь бездны мировых пространств, свет истинный, свет просвещающий, свет немеркнущий, в который желают проникнуть ангелы! Вот сердце мое пред Тобою, разгони мрак его, чтобы оно просветилось светом любви Твоей.

Дай мне, Боже мой, Себя, отдай мне Себя: вот я люблю Тебя, и если мало, то возлюблю сильнее. Я не могу узнать, насколько мне недостает любви Твоей к совершенствованию, чтобы стремилась жизнь моя в объятия Твои и не уклонилась, пока не сокроется в тайнах лица Твоего.

Ты один — добро, которое ни на лучшее, ни на худшее не может измениться. Ты один пребываешь, у Тебя жить и счастливо жить — не есть иное, потому что блаженство Твое — Ты Сам, но тварь Твоя, для которой иное значит жить, а иное — благополучно жить, все то, чем живет и как живет, должна приписывать только Твоей благодати.

Твоим даянием мы возжигаемся и устремляемся в высоту, возгораемся, идем, восходим, огнем Твоим благим воспламененные. Куда? В высоту идем, к покою Иерусалима. Но мы, находясь в теле, странствуем от Тебя, Господи, «не имеем, здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3:20). Потому я с благодатью Твоей вхожу в ложе сердца моего и пою Тебе песнь, Царь мой, Боже мой, вздыхаю неизглаголанными воздыханиями на месте странствования моего, где «уставы Твои были песнями моими» (Пс.118:54).

И, вспоминая Иерусалим, возвожу к нему чувство сердца, к Иерусалиму, отечеству моему, и к Тебе, Обладателю его, Просветителю, Отцу, Покровителю, Правителю, Пастырю, к непорочному и твердому веселию, к постоянной радости и ко всем вместе неизреченным благам. Я не возвращусь, пока Ты всего меня не соберешь от рассеяния в покой того любимого отечества, где находится первое начало моего духа, Боже мой, милость моя!

19. Различие между премудростью дома Божия и премудростью Божией

Это дом Твой, Боже, не земной и не по какому-либо небесному сложению построенный, не телесный, но духовный и причастный вечности, потому что без порока пребывает вовеки. Ты утвердил его в век века, «дал устав, который не прейдет» (Пс.148:6). Но он сотворен Тобою не без начала, потому что премудрость создана прежде всего. Но насколько различен Свет просвещающий от света просвещаемого, столько же различия между Тобою, высочайшею Премудростию творящей, и этой, сотворенной, как между правдою оправдывающею, которая есть Ты, Боже наш, и правдою, соделанною от оправдания этого, потому что и мы наречены правдою Бога Отца в Тебе, Сыне Его, Господе нашем, по свидетельству апостола.