Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

1. Когда было прочитано послание ваше, возлюбленнейший брат Валентин и все вместе с ним служащие Богу, которое передала любовь ваша через брата Флора и пришедших к нам вместе с ним, я воздал благодарение Богу, что из посланной нам вашей речи я познал ваш мир в Господе, согласие в истине и горение в любви. А то, что воздвиг враг для низвержения некоторых у вас, - это, по милосердию Божию и Его дивной благости, обращающей козни [врага] к преуспеянию рабов Своих, послужило более всего к тому, чтобы никто из вас не низвергся в худшее, но некоторые получили назидание к лучшему. Итак, не нужно нам беспрерывно повторять все то, что мы, достаточно разобрав, переслали вам в виде целой книги (т.е. книги «О благодати и свободном решении»); а как приняли вы ее, показывают ваши ответные письма. Однако никоим образом не следует вам полагать, что вы смогли в достаточной мере уразуметь прочитанное однажды. Поэтому если желаете вы, чтобы [чтение] это стало для вас весьма плодотворным, пусть не будет вам в тягость освежать это [в уме] путем перечитывания, дабы вполне отчетливо вы осознали, что при решении и устранении подобных вопросов должен действовать не человеческий, а Божественный авторитет, от которого нам не следует отступать, если желаем достигнуть туда, куда стремимся.

Люди из закона узнают о добре и зле, но только при помощи благодати совершают добро

2. Притом Сам Господь не только показывает нам, от какого зла уклоняться и какое добро творить (Ср.: Пс.36:27), - а лишь это может буква закона, - но и помогает нам уклоняться от зла и творить добро, - и на это никто не способен без духа благодати; если же его нет, то закон для того присутствует, чтобы делать виновным и умерщвлять. Поэтому апостол и говорит: Буква убивает, а дух животворит (2Кор 3:6). Итак, тот, кто законно употребляет закон (Ср.: 1Тим 1:8), познает из него, что есть добро и зло, и, не полагаясь на свои силы, прибегает к благодати, благодаря присутствию которой уклоняется от зла и творит добро. Но кто прибегнет к благодати, если не будут шаги человека направлены Господом и если не возжелает он путей Его (Ср.: Пс.36:23)? Потому и желать помощи благодати - уже начало благодати, о чем говорит [Псалмопевец]: И сказал я: ныне я начал; и это перемена десницы Вышнего (Пс.76:11). Итак, следует признать, что мы обладаем свободным решением [воли] для совершения как блага, так и зла; но, поступая дурно, всякий свободен от праведности и раб греха (Ср.: Рим.6:20), в добре же никто не может быть свободен, если не будет освобожден Сказавшим: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). И это не значит, что если [человек] будет избавлен от господства греха, он уже не будет нуждаться в помощи своего Избавителя; но скорее, услышав от Него: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5), должен и сам сказать Ему: Стань помощником моим и не отступай от меня (Пс.26:9). Я рад, что подобную веру, - а это, несомненно, вера истинная, пророческая, апостольская и кафолическая, - я обрел также и в брате нашем Флоре; ясно, что скорее надлежит исправить тех, кто не поняли его, - хотя я и надеюсь, что по милости Божией они уже исправлены.

Глава 2. Какую силу имеет молитва

3. Ведь нужно понять, что благодать Божия через Господа нашего Иисуса Христа, - [это та благодать], которой единственно освобождаются люди от зла и без которой вовсе не делают ничего доброго, мысля ли, желая, любя или действуя; ибо не только познают по ее указанию, что надлежит делать, но и благодаря ее присутствию с приятностью делают то, что знают. Этого самого вдохновения доброй воли и дел просил апостол для тех, кому говорил: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны мы быть, но чтобы вы делали доброе (2Кор 13:7). Кто услышит это и не пробудится, признав, что от Господа Бога даруется нам уклоняться от зла и творить добро? Ведь не сказал апостол: «Убеждаем, учим, побуждаем, порицаем»; но говорит: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, но чтобы вы делали доброе. И притом ведь и говорил он им и делал все то, что упомянул я: убеждал, учил, побуждал, порицал, - но он знал, что бессильно все то, что он делал, насаждая и поливая явно, если не услышит его моления о них Тот, Кто взращивает втайне. Ибо, как говорит тот же учитель язычников (Ср.: 1Тим 2:7): И тот, кто насаждает - ничто, и тот, кто поливает, но [все] - Бог взращивающий (1Кор 3:7).

Мы молимся, чтобы получить от Бога то, чего еще не имеем

4. Потому да не обманываются говорящие: «К чему возвещают и заповедуют нам уклониться от зла и творить добро, если не мы совершаем это, но желание и исполнение этого производит в нас Бог?» (Ср.: Рим 8:14). Пусть лучше уразумеют, если они чада Божий, что на них воздействует Дух Божий, дабы они сделали то, что надлежит делать; и когда сделают они это, пусть воздадут благодарность Тому, от Кого делают. Ведь они испытывают воздействие для того, чтобы сами действовали, а не для того, чтобы сами ничего не делали; и для того показывается им, что должны они делать, чтобы, когда сделают они это так, как надлежит делать, то есть с любовью и наслаждением праведностью, возрадовались, что они приняли сладость, которую дал Господь, чтобы земля их дала плод свой (Ср.: Пс.84:13). А если не делают, - или вообще [ничего] не совершая, или совершая не по любви, - то пусть молятся, чтобы получить им то, чего пока у них нет. Ибо что смогут иметь, если не получат? Или что имеют, чего бы не получили? (Ср.: 1Кор 4:7)