Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

8. Да и зачем говорят не желающие, чтобы их упрекали: «Лишь заповедуй мне и молись за меня, чтобы я сделал то, что ты заповедал»? Почему бы им по своему превратному мнению не отвергнуть и этих двух [действий] и не сказать: «Я хочу, чтобы ты и не заповедовал мне, и не молился за меня»? Ведь кто из людей молился за Петра, чтобы дал ему Бог покаяние, в котором он оплакал свое отречение от Господа? Кто из людей наставил Павла в Божественных заповедях, относящихся к христианской вере? Итак, когда слушали его, проповедующего Евангелие и говорящего: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я вам благовествовал, не от человеков; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал.1:11-12), - то могли бы ответить ему: «Зачем утруждаешь ты нас, чтобы от тебя мы приняли и научились тому, что ты не принимал от людей и чему не учился у них? Ведь Тот, Кто дал тебе, может и нам дать точно так же, как тебе». А если они не дерзают сказать так, но терпят, что Евангелие проповедуется им человеком, - хотя оно могло быть дано человеку не через человека, - пусть они также признают, что надлежит им быть упрекаемыми своими предстоятелями, которыми возвещается христианское учение, хотя не следует отрицать, что Бог может исправить без всякого человеческого упрека того, кого пожелает, и привести его тайной и могущественнейшей властью Своего врачевства к спасительной покаянной скорби. И как не следует прекращать молиться за тех, кого мы желаем исправить, хотя без молитвы какого-либо человека о Петре Господь увидел его и заставил оплакивать свой грех; так не должно пренебрегать и упреком, хотя Бог исправляет без всякого упрека того, кого желает. Ибо тогда идет на пользу человеку упрек, когда милует и помогает Тот, Кто даже и без упрека способствует преуспеянию тех, кого пожелает. Но в силу того, что одни так, другие по-другому и все по-разному, различными и бесчисленными способами призываются, чтобы быть преображенными, да не дерзнем мы сказать, что это принадлежит суду глины, но [признаем, что это относится к суду] Горшечника (Ср.: Рим 9:20-21).

Глава 6. В человеке, еще не возрожденном духовно, упрек относится прежде всего к первородному греху

9. «Апостол, - говорят они, - утверждает: Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, зачем хвалишься, как будто не получил? (1Кор 4:7). Поэтому зачем нас упрекают, порицают, укоряют, осуждают? Что же делать нам, нечего не получившим?» Те, кто говорят так, желают видеть себя свободными от вины в том, что не покоряются Богу, поскольку даже и сама покорность - Его дар, и она непременно должна быть в том [человеке], которому присуща любовь, а последняя - несомненно от Бога (Ср.: 1Ин.4:7), и ее Отец дает Своим чадам. «Этой [любви], - говорят они, - мы не получили, зачем же упрекают нас, как будто мы сами способны уделить ее себе и по своему решению не желаем дать ее себе?» И если они еще не возрождены, то не понимают, что прежде всего они должны обвинять себя, когда порицают их за то, что они непокорны Богу, поскольку Бог создал человека правым от начала творения человека, и нет неправды у Бога (Еккл.7:29; Рим 9:14). Потому изначальная порочность, из-за которой [люди] не покоряются Богу, проистекает о человека, который, отступив по своей злой воле от правоты, в которой создал его от начала Бог, сделался порочным. И разве потому не следует порицать эту порочность в человеке, что она не личная собственность упрекаемого, но является общей для всех? Напротив, пусть и в отдельных людях подвергается упреку то, что свойственно всем. Ведь то, что [от порочности] никто не свободен, не означает, что она никому не свойственна. Ибо родовые грехи потому именуются чужими, что каждый приобретает их от родителей, однако и нашими именуются не без причины, поскольку, как говорит апостол, в том одном [человеке] (т. е. в Адаме) все согрешили (Рим 5:12). Поэтому пусть подвергается упреку достойное осуждения происхождение, чтобы из скорби от упрека возникла воля к возрождению; [однако так будет лишь в том случае], если тот, кого упрекают, есть сын обетования. Ведь тогда при внешнем участии звучащих и бичующих слов упрека Бог в нем изнутри посредством тайного вдохновения производит также и желание. Если же уже возрожденный и оправданный по своей воле вновь возвращается к дурной жизни, то он, разумеется, не может уже сказать: «Я не получил», поскольку полученную благодать Божию он по своему свободному решению обратил во зло. И если он, будучи сокрушен упреком, спасительно восскорбит и обратится к прежним или даже лучшим добрым делам, то и здесь вполне очевидна будет польза от упрека. Но наличествует ли упрек от человека по любви или отсутствует, - только лишь Бог может устроить так, что упрек способен будет принести пользу упрекаемому.

Не следует пренебрегать упреком по отношению к уже возрожденному человеку, если тот не пребыл в добре, ибо Бог может даровать ему покаяние

10. Но не может ли и тут подобный человек, не желающий, чтобы его упрекали, сказать: «Что же мне делать, раз я не получил?» И хотя известно, что он получил и по своей вине утратил полученное, однако [он может возразить]: «Могу, - говорит, - вполне могу я, когда ты обвиняешь меня, что я по своей воле от доброй жизни обратился к злой, сказать все же: "Что же мне делать, раз я не получил?" Ведь получил я веру, действующую любовью, но пребывания в ней до конца не получил. Разве отважится кто-нибудь сказать, что это пребывание не является даром Божиим? [Разве скажет кто], что это великое благо присуще нам так, что всякому имеющему его не может сказать апостол: Что ты имеешь, чего бы не получил? (1Кор 4:7), поскольку тот имеет это [пребывание] таким образом, что не получил его?» Здесь мы не можем отрицать, что пребывание в добре, простирающееся вплоть до конца [жизни], является великим даром Божиим, и оно существует лишь благодаря Тому, о Ком написано: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17). Но не следует по этой причине пренебрегать упреком в отношении того, кто не пребыл [в добре до конца], ибо Бог, быть может, дарует ему покаяние, и он избежит сетей диавола. Ведь апостол [мысль] о пользе упрека присоединяет к следующему изречению, говоря, как упомянул я выше: С кротостью наставляя мыслящих противное, не даст ли им Бог покаяния (2Тим 2:25). А если мы скажем, что это столь похвальное и столь блаженное пребывание [в добре] свойственно человеку таким образом, что не [происходит] оно у него от Бога, то мы тотчас же уничтожим то, что сказал Господь Петру: Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:32). Ибо о чем Он для него молился, как не о пребывании [в добре] до конца? И понятно, что если бы это пребывание предоставлялось человеку человеком, то не следовало бы просить его у Бога. Далее, когда апостол говорит: Мы молимся Богу, чтобы не делали вы ничего злого (2Кор.13:7), он несомненно молится Богу об их пребывании [в добре]. Ведь тот делает немалое зло, кто, не пребывая в добре, оставляет его и впадает в зло, от которого должен уклоняться. Также и в другом месте, где [апостол] говорит: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью моление, за ваше участие в благовествовании от первого дня и доныне; будучи уверен в том, что тот из вас, кто начал доброе дело, будет совершать его до дня Иисуса Христа (Флп.1:3-6), что другое обещает он им, как не пребывание [в добре] до конца [по дару] милующего Бога? Равным образом и там, где он говорит: Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы стояли вы совершенными и во всем исполненными воли Божией (Кол 4:12), что иное значит «чтобы стояли», как не это: «чтобы пребывали»? Потому и о диаволе сказано: В истине не устоял (Ин.8:44); поскольку он в ней был, но не пребыл. Ведь, разумеется, те [о ком пишет апостол], уже стояли в вере. И когда мы молимся, чтобы устоял тот, кто стоит, то ни о чем другом молимся, как о том, чтобы он пребыл. Подобным образом и апостол Иуда, когда говорит: А Тому, Кто силен соблюсти вас от падения и поставить перед видом славы Своей непорочными в радости (Иуд.1:24) - разве не вполне очевидно показывает, что пребывание до конца в добре есть дар Божий? Ибо что иное дарует Тот, Кто соблюдает от падения и поставляет перед видом славы Своей непорочными в радости, как не доброе пребывание? А что значит написанное в «Деяниях Апостольских»: Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни! (Деян.13:48) Кто может быть предуставлен к вечной жизни без дара пребывания [в добре]? Ведь тот, кто пребудет до конца, будет спасен (Мф.10:22). Каким спасением, если не вечным? Ибо когда в молитве Господней мы говорим Богу Отцу: Да святится Имя Твое (Мф.6:9), то не говорим ли, чтобы Имя Его святилось в нас? И если это уже совершилось посредством омовения возрождения (Тит.3:5), то зачем ежедневно испрашивается верующими? Не для того ли, чтобы совершившееся в нас было нами сохранено? Ведь и блаженный Киприан понимал это место так же, ибо, объясняя эту самую молитву, говорит: «Мы молимся: Да святится Имя Твое - не потому, что желаем освящения Бога нашими молитвами, но испрашиваем у Бога, чтобы Имя Его святилось в нас. Разве освящается кем-либо Бог, Который Сам освящает? Но поскольку Сам Он сказал: Будьте святы, как и Я- Свят (Лев.19:2), то мы молимся и просим о том, чтобы, освященные в крещении, мы пребыли тем, чем начали быть в Нем» (Свт. Киприан Карфагенский). Вот, достохвальнейший мученик думает, что этими словами ежедневно верные Христовы просят, чтобы пребыть им в Нем тем, чем начали быть. И нет никакого сомнения, что всякий, кто молит Господа, чтобы пребыть ему в добре, считает подобное пребывание даром Божиим.

Глава 7. 3ачем упрекать того, кто не получил от Бога пребывания в добре?

11. Но несмотря на то, что все это так, мы упрекаем, и справедливо упрекаем тех [людей], которые хотя и жили хорошо, не пребыли в этом. Ибо они изменились от доброй жизни в дурную по своей воле и потому заслужили упрек, а если не поможет им этот упрек, и пребудут они в погубленной жизни до [дня] смерти, то они [заслуженно получат] также и Божественное осуждение навеки. И не извинят они себя, если как здесь говорили: «Отчего упрекают нас?», так и там скажут: «Отчего нас осуждают за то, что мы обратились от добра ко злу, если не получили мы пребывания, благодаря которому остались бы в добре?» Никоим образом они не избавят себя этим извинением от справедливого осуждения. Ведь если, как говорит истина, никто не освобождается от осуждения, происшедшего через Адама, иначе как только верою во Иисуса Христа (причем от этого осуждения не избавятся и те, кто могут сказать, что они не слышали Евангелия Христова, так как вера от слышания (Рим.10:17)), то тем более не избавятся [от него] те, кто намереваются сказать: «Мы не получили пребывания [в добре]». Ибо более справедливым кажется извинение говорящих: «Мы не получили слышания», чем тех, кто говорит: «Мы не получили пребывания», поскольку можно сказать: «О человек, если бы ты захотел, ты пребыл бы в том, что слышал и знал», но невозможно сказать: «Если бы ты захотел, ты уверовал бы в то, чего не слышал».