Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

Те, кто не пребывают в слове Христовом, не суть Его истинные ученики

22. Наконец, и Сам Спаситель говорит: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики (Ин.8:31). Неужто следует причислять к ним Иуду, который не пребыл в слове Его? Разве следует считать в числе учеников тех, которые именно так названы в Евангелии, когда Господь заповедал есть Плоть Свою и пить Кровь Свою, и евангелист говорит следующее: Это сказал Он, уча в синагоге, в Капернауме. Поэтому многие слушающие из учеников Его сказали: странная речь эта, кто может слушать ее? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на это, сказал им: Это ли соблазняет вас? А если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был Он прежде? Ибо Дух животворит, а плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Но есть некоторые из вас, кто не уверовали. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его, и сказал: Поэтому Я и говорил вам, что никто не придет ко Мне, если не будет дано ему от Отца Моего. С того времени многие из учеников Его отошли прочь и уже не ходили с Ним (Ин.6:59-67). Разве не были и эти названы учениками, по слову Евангелия? И однако воистину они не были учениками, поскольку не пребыли в слове Его, в соответствии со сказанным: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. Поэтому, так как не имели [дара] пребывания [в добре], не были они ни истинными учениками Христовыми, ни истинными детьми Божьими, даже когда казалось, что они таковы, и когда они так назывались. Итак, мы именуем [людей] и избранными, и учениками Христовыми, и чадами Божиими, поскольку так надлежит называть тех, кто, на наш взгляд, благочестиво живет после возрождения; но лишь в том случае станут они воистину тем, чем называются, если пребудут в том, из-за чего называются так. А если не будет у них пребывания [в добре], то есть не останутся они в том, что начали, то неправильно называются тем, чем лишь называются, а не являются; ведь не таковы они для Того, Кому известно, чем они станут, а именно из добрых - злыми.

Те, кто призваны по намерению Божию - уже прославлены

23. Поэтому апостол, когда сказал: Ибо мы знаем, что любящим Бога все содействует во благо, - зная, что некоторые любят Бога, но не остаются в этом благе до конца, тут же добавил: Тем, кто призваны согласно намерению [Его] (Рим.8:28). Ведь последние пребудут в любви к Богу до конца, а если отклоняются от верного пути на некое время, возвращаются, чтобы довести до конца то пребывание в добре, которому положили начало. И показывая, что значит быть призванным согласно намерению [Божию], [апостол] тотчас добавляет к тому, что я уже привел выше: Ибо кого Он предузнал прежде, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным среди многих братьев; итак, кого предопределил, тех и призвал, - а именно по намерению [Своему], - а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил (Рим 8:29-30). Это все уже совершилось: предузнал, предопределил, призвал, оправдал, поскольку все уже предузнаны и предопределены, и многие уже призваны и оправданы. А то, что поставил он в конце: тех и прославил (а славу надлежит понимать здесь как ту, о которой этот же апостол говорит: Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь в славе (Кол 3:4)), - это еще не произошло. Хотя и другие два [дела], то есть призвал и оправдал, совершились еще не для всех тех, о ком это сказано, ибо многие еще должны быть призваны и оправданы до конца века. Однако здесь апостол употребляет глаголы прошедшего времени, даже и говоря о грядущем, ибо Бог как бы уже сотворил то, чему от века положил совершиться. Потому и пророк Исайя говорит о Нем: Тот, Кто сотворил то, что будет (Ис.45:11). Итак, все, кто в предвидящем определении Божием предузнаны, предопределены, призваны, оправданы и прославлены, - я не говорю, еще не возрожденные, но даже еще и не рожденные, - [все они] уже суть чада Божий и вовсе не могут погибнуть. Они воистину приходят ко Христу, ибо приходят именно так, как Сам Он сказал: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин 6:37). Также и немного ниже говорит: Воля же пославшего Меня Отца в том, чтобы Я не погубил ничего из того, что Он дал Мне (Ин 6:39). От Него дается также и пребывание в добре до конца, причем дается лишь тем, кто не погибнет, ибо [все], кто не пребудут [в добре] - погибнут.

Если кто из них сбивается или уклоняется с пути, то и это Бог обращает им во благо

24. Таким любящим Его Бог во всем содействует ко благу, вплоть до того, что во всем вообще; так что даже если кто из них собьется с пути и отклонится в сторону, то и посредством этого Он дает им совершенствоваться в добре, ибо они возвращаются более смиренными и сведущими. Ведь они научаются, что, даже находясь на праведном пути, должны они радоваться с трепетом, не приписывая себе как бы из своих сил проистекающей уверенности в пребывании [в добре] и не говоря в своем изобилии: «Не подвигнемся вовек» (Ср.: Пс.29:7). Потому им и сказано: Служите Господу в страхе и радуйтесь Ему с трепетом, чтобы не прогневался вдруг Господь, и не сошли бы вы с пути праведного (Пс.2:11-12). Ведь не говорит [псалмопевец]: «И не вступите вы на путь праведный», но: И не сошли бы вы с пути праведного. Что показывает он здесь, как не обязанность убедить тех, кто уже идет по пути праведному, чтобы они служили Богу в страхе, то есть не высокомудрствовали, но боялись? (Ср.: Рим 11:20) А это значит, чтобы не гордились, а были смиренны, поэтому в другом месте [апостол] говорит: Не высоко-мудрствуя, но последуя смиренным (Рим 12:16). Пусть они радуются Богу, но с трепетом, не хвалясь ничем, ибо нет ничего нашего; а потому кто хвалится, пусть хвалится в Господе (Ср.: Иер 9:23-24; 1Кор.1:31; ср.: 2Кор.10:17). Ибо если припишут себе то, что пребывают на пути праведном, по которому начали ходить, то сойдут с этого пути. Подобными словами пользуется и апостол, когда говорит: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. И объясняя, почему со страхом и трепетом, говорит: Ибо Бог производит в вас и желание, и действование, по доброй воле (Флп.2:12-13). Ведь тот, кто говорит в изобилии своем: «Не подвигнусь вовеки» (Пс.29:7), не имеет подобного страха и трепета. Но поскольку он был сыном обетования, а не погибели, то когда Бог ненадолго покинул его, он понял, что есть он сам, и сказал: Господи, в воле Твоей Ты установил силу достоинству моему; Ты отвратил лицо Твое от меня, и я сделался смущенным (Пс.29:8). Вот, вразумившись и потому став более смиренным, он хранит путь, уже видя и исповедуя, что Бог положил в Своей воле силу достоинства его. А когда он приписывал это самому себе и превозносил в таковом своем изобилии себя, а не Бога, даровавшего это изобилие, - тогда говорил он: Не подвигнусь вовеки. Итак, для того он сделался смущенным, чтобы пришел в себя и, мысля смиренно, научился, в Ком должно полагать надежду, причем не только вечной жизни, но и благочестивого поведения и пребывания в жизни здешней. Этот голос мог бы принадлежать и апостолу Петру, ведь и он сказал в изобилии своем: Душу мою за тебя положу (Ин.13:37), торопливо приписывая себе то, что должно было позже быть даровано ему Господом. Но отвратил от него лицо Господь, и он сделался смущенным, так что, опасаясь за Него умереть, трижды отрекся от Него. Однако вновь обратил к нему лицо Свое Господь, и он омыл вину свою слезами. Ведь что другое значит: Увидел его (Лк 22:61), как не то, что [Господь] вновь обратил к нему лицо, которое ненадолго отвратил от него? Итак, он сделался смущенным, но, поскольку научился не полагаться на себя самого, даже и это послужило ему во благо, по действию Того, Кто любящим Его во всем содействует ко благу (Ср.: Рим 8:28). [И так произошло], поскольку был он призван по намерению [Божию], так что никто не имел силы исторгнуть его из руки Христа, Которому был он предан.

Нужно упрекать, но с любовью