Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

27. Мы же, в ответ на это, весьма спасительно исповедуем то, во что православно верим, а именно что Бог и Господь всего, сотворивший все весьма хорошим, предузнавший, что из добра произойдет зло, и нашедший более приличествующим Своей всемогущей благости сделать из зла добро, чем просто не позволить, чтобы возникло зло, так устроил человеческую и ангельскую жизнь, что сперва явил в ней, на что способно их свободное решение, а затем - что могут дар Его благодати и суд справедливости. Итак, некие ангелы, главой которых является тот, кого зовут диаволом, по своему свободному решению сделались отступниками от Господа Бога. Однако, отступив от Его благости, благодаря которой были блаженны, не могли они уклониться от Его суда, вследствие которого сделались несчастнейшими. А прочие [ангелы] при помощи того же самого свободного решения устояли в истине и удостоились знать вполне достоверную истину о том, что никогда уже не случится их падения. Ведь если даже мы из Священного Писания можем узнать, что святые ангелы уже никогда не падут, то насколько больше известно это тем, кому истина открыта в более высокой степени? Ибо нам обещана блаженная жизнь без конца и равенство ангелам (Ср.: Мф.22:30), и на основании этого обетования мы уверены, что когда после суда достигнем таковой жизни, уже не отпадем от нее; и если этого ангелы о себе не знают, то мы были бы не равны им, но блаженнее их. А Истина обещала нам равенство с ними. Итак, ясно, что они знают в созерцании то, что мы знаем верой, а именно что уже не будет падения какого-либо святого ангела. Диавол же и ангелы его, хотя и были блаженны прежде, чем пали, и не знали, что предстоит им впасть в несчастье, однако их блаженство могло бы еще более возрасти, если бы при помощи свободного решения они устояли в истине, пока не получили бы этой полноты высшего блаженства, так что, приняв как некую награду за пребывание [в истине] подаваемое Духом Святым великое изобилие любви Божией, в конце концов вообще не могли, бы пасть и знали бы это о себе со всей достоверностью. Этой полноты блаженства они не имели: но так как не знали о своем грядущем несчастье, то без какого-либо порока наслаждались хотя и меньшим, но все же блаженством. Ведь если бы они знали о своем грядущем падении и вечном наказании, то вовсе не могли бы быть блаженны, ибо страх такового зла принудил бы их уже тогда быть несчастными.

28. Так и человека [Бог] создал обладающим свободным решением, причем хотя и не знающим о своем будущем падении, однако блаженным, поскольку он понимал, что и не умереть и не стать несчастным находится в его власти. И если бы [человек] пожелал остаться в этом праведном и непорочном состоянии при помощи упомянутого свободного решения, совершенно без всякого опыта смерти и несчастья, то получил бы в награду за подобное постоянство полноту блаженства, благодаря которой блаженны святые ангелы, так что вовсе не мог бы он пасть и достоверно знал бы об этом. Ведь он не мог бы даже в раю быть блаженным и пребывать там, где не приличествовало быть несчастным, если бы предведение его падения сделало бы его несчастным вследствие боязни [претерпеть] таковое зло. Однако поскольку по свободному решению он оставил Бога, то подвергся праведному суду Божию и был осужден со всем своим родом, который, заключаясь еще в нем одном, весь согрешил вместе с ним. Ведь те из этого рода, кого избавляет Божия благодать, несомненно, избавляются от осуждения, которым они изначально связаны. Потому, даже если бы и никто не освобождался, все же никто не мог бы по праву подвергнуть порицанию справедливый суд Божий. Итак, когда немногие в сравнении с погибающими, но многие числом избавляются, это совершается по благодати, совершается даром, и должно благодарить [Господа], что это совершается, чтобы никто не возносился своими заслугами, но затворились всякие уста (Рим 3:19), и хвалящийся хвалился Господом.

Глава 11. У Адама была Божия благодать, но несходная с благодатью, даруемой святым

29. Итак, что скажем? У Адама не было Божией благодати? Напротив, была великая, но несходная. Он пребывал в благе, полученном от благости своего Создателя, ведь он не уготовал себе заслугами своими такого блага, [находясь] в котором вовсе не претерпел бы никакого зла. А те святые, к которым относится благодать избавления, в этой жизни пребывают во зле, из которого взывают к Богу: Избавь нас от зла (Мф.6:13). Адам в своем благе не нуждался в смерти Христовой, а их от наследственной и личной вины освободила кровь Агнца. Адам не имел нужды в Его помощи, о которой умоляют они, говоря: Я вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, пребывающего в членах моих. Несчастный я человек, кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия, через Иисуса Христа, Господа Нашего (Рим 7:23-25). Ведь у них плоть желает противного духу (Ср.: Гал.5:17), а дух - противного плоти, и просят они, трудясь и подвергаясь испытанию в подобном борении, чтобы дана была им сила бороться и победить посредством благодати Христовой. А Адам, не искушаемый и не смущаемый никакой подобной борьбой против себя самого, в месте блаженства наслаждался миром с самим собой.

Святые нуждаются в более сильной благодати - благодати, явившейся благодаря Воплощению

30. Потому и нуждаются они если не в более обильной благодати, то во всяком случае в более сильной, - а какая благодать сильнее, чем Единородный Сын Божий, равный и совечный Отцу, сделавшийся ради них человеком и распятый грешными людьми, хотя Сам Он не имел никакого греха - ни родового, ни личного? Он, хотя и воскрес в третий день, чтобы никогда впредь не умереть (Ср.: Рим 6:9), однако претерпел смерть за смертных, даровав умершим жизнь, чтобы, искупленные кровью Его, получив подобный великий залог, сказали они: Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Своего собственного Сына, но предал Его за всех нас, разве с Ним не даровал и нам всего? (Рим 8:31-32) Итак, Бог воспринял нашу природу, то есть разумную душу и плоть человека Христа, воспринял восприятием исключительно чудесным или чудесно исключительным, причем [этот человек] с того самого мгновения, как начал быть человеком, без всяких предшествующих заслуг своей праведности таким образом был Сыном Божиим, что [этот человек] и Слово, не имеющее начала, - одно Лицо. Ведь никто, как бы ни был он ослеплен неведением этой вещи и [отсутствием] веры [в это], не отважится сказать, что хотя Сын человеческий был рожден от Духа Святого и Марии Девы, однако [лишь] благодаря свободному решению, живя хорошо и без всякого греха творя добрые дела, Он удостоился стать Сыном Божиим. Ибо этому противостоит само Евангелие, говоря: Слово стало плотью (Ин 1:14). А где произошло это, как не в девственной утробе, откуда берет начало человек Христос? И когда Сама Дева спросила, как совершится то, что возвещено было Ей ангелом, ангел ответил: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Потому, - говорит он, - то есть не из-за дел, которых вовсе нет у еще не рожденного, - но потому, что Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим. Это действительно благодатное рождение соединило в единстве лица человека с Богом, плоть со Словом. Добрые дела следуют за этим рождением, а не служат причиной для него. И не было никакого повода бояться, как бы воспринятая столь невыразимым образом Богом Словом в единство лица человеческая природа не согрешила посредством свободного решения воли, поскольку само это восприятие было таково, что человеческая природа, подобным образом воспринятая Богом, не могла допустить в себе никакого движения дурной воли. Итак, Бог через того Посредника, Которого Он воспринял так, что [этот Посредник] никогда не был злым и всегда был добр, а не сделался таковым из злого, показал, что тех, кого Он искупил Его кровью, Он сделает из злых навеки добрыми.

В первом Адаме благодать способствовала тому, чтобы человек, если захочет, жил праведно