Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

38. Поэтому Бог желает, чтобы святые Его из-за своего пребывания в добре хвалились не своими силами, но Им, ибо Он не только дает им помощь, какую даровал первому человеку, без которой они не могут устоять, если желают, но производит в них также и желание. Итак, поскольку они не устоят [в добре], если не будут и мочь, и желать, то и желание, и возможность пребывания даруются им щедростью Божественной благодати. Ибо воля их так воспламеняется Духом Святым, что они могут, поскольку желают этого, и потому желают этого, что Бог производит в них желание. Ведь если бы в таковой немощи этой жизни (а надлежало, чтобы именно в этой жизни совершалась сила ради обуздания превозношения) их воля была предоставлена им самим, так что они пребыли бы, если пожелали, в помощи Божией, без которой не могут устоять, и если бы Бог не производил в них желания, то среди подобных многочисленных и великих искушений по своей немощи воля пала бы, и они не смогли бы устоять, поскольку по слабости, терпя недостаток [сил], даже не захотели бы этого, или же по немощи воли захотели бы не так, чтобы смочь. Потому слабость человеческой воли нуждается в помощи, чтобы быть ей неуклонно и неотделимо ведомой Божественной благодатью, и потому, хотя и слабая, она не испытывает недостатка, и ничто противное не побеждает ее. Устроено так, чтобы немощная и слабая человеческая воля устояла в пока еще малом благе силой Божией; тогда как сильная и здоровая воля первого человека не устояла в лучшем благе, имея силу свободного решения; и хотя не лишен он был помощи Божией, без которой не мог устоять, если бы захотел, но это была не та помощь, которой Бог производит в человеке желание. Ибо сильнейшему Он дозволил и предоставил делать то, что тот желает; а для немощных Он сохранил то, чтобы по дару Его они непобедимо желали добра и непобедимо не желали покидать его. Поэтому, когда говорит Христос: Я молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:32), то думается нам, сказано это возведшему дом на камне (Ср.: Мф.7:24; 16:18). Итак, человек Божий, хвалясь, пусть хвалится в Господе (1Кор.1:31), причем не только из-за того, что он унаследовал милосердие, дабы стать верующим, но и из-за того, что у него имеется в избытке и сама эта вера.

Глава 13. Число избранных точно определено, оно не может быть ни уменьшено, ни увеличено

39. Это говорим мы о тех, кто предопределены к Царству Божию (причем число их столь точно, что никто к ним не добавляется и от них не отнимается), а не о тех, кто, как возвещал и говорил [псалмопевец], умножились сверх числа (Пс.39:6). Ибо последних можно назвать призванными, но нельзя - избранными, поскольку призваны они не по намерению [Божию]. А число избранных точно, и не подобает ему ни уменьшаться, ни увеличиваться. Это показывает и Иоанн Креститель, когда говорит: Итак, сотворите достойный плод покаяния, и не желайте говорить сами к себе: имеем отцом Авраама; ибо силен Бог и из этих камней воздвигнуть детей Авраама (Мф.3:8-9). Этими словами он обнаруживает, что будут отсечены они, если не принесут плода, однако не оскудеет число, обещанное Аврааму; Но более открыто сказано об этом в «Откровении»: Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр.3:11). Ведь если другой восхитит лишь в том случае, когда первый прежде потеряет, то число - точно.

С пользой сокрыто, кто именно входит в число предопределенных

40. А что эти слова обращены и к святым, которые пребудут [до конца в добре], причем обращены так, как если бы пребывание их не было точным, - то и им надлежит слушать их, поскольку полезно им не высокомудрствовать, а бояться (Ср.: Рим.11:20). Ибо кто из множества верных, пока живет он в этой смертности, может предположить, что он находится в числе предопределенных? Ведь надлежит, чтобы это было сокрыто, [пока пребываем мы] в том месте, где так следует остерегаться превозношения, что даже великий апостол был угнетаем ангелом сатаны, чтобы он не превозносился (Ср.: 2Кор.12:7). Потому и сказано апостолам: Если пребудете во Мне (Ин.15:7), хотя и говорил Тот, Кто, разумеется, знал, что они пребудут. И через пророка [сказано]: Если пожелаете и послушаете Меня (Ис.1:19), хотя и знал Сам Бог, в ком Он произведет желание (Флп.2:13). И многое говорится подобным же образом. Ибо, принимая во внимание полезность этой тайны для того, чтобы никто не стал превозноситься, но все, даже и те, кто подвизаются хорошо, страшились, поскольку сокрыто, кто достигнет [цели], - итак, принимая во внимание полезность этой тайны, надлежит признать, что некоторые из сынов погибели, не принявшие дара пребывания до конца, начинают жить в вере, действующей любовью, и некоторое время живут верно и праведно, а затем падают и удаляются из этой жизни лишь тогда, когда это с ними случится. Если бы не происходило так ни с кем из них, то люди лишь до тех пор имели бы тот спасительнейший страх, которым подавляется порок возношения, пока не достигли бы благодати Христа, благодаря которой живут они благочестиво, а затем были бы уверены, что никогда уже не отпадут от Него. Но подобное предвосхищение не полезно в этом месте искушений, где немощь столь велика, что уверенность способна произвести гордость. Потом будет также и это, однако тогда будет также и у людей то, что уже есть у ангелов, когда станет невозможной любая гордость. Итак, святые, предопределенные благодатью Божией к Царству Божию, получив пребывание до конца, все без исключения препровождаются в целости туда и соблюдаются там с высочайшей целостью, будучи бесконечно блаженными. И всегда сопутствует им милосердие их Спасителя - и когда обращаются они, и когда сражаются, и когда увенчиваются.

Предопределенным также необходимо милосердие Божие

41. А о том, что и тогда необходимо им милосердие Божие, свидетельствует Священное Писание, когда святой [Давид] говорит душе своей о Господе Боге: Он венчает тебя милостью и милосердием (Пс.102:4). Также и апостол Иаков говорит: Суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия (Иак.2:13). Этими словами он показывает, что даже на том Суде, на котором праведные увенчиваются, а неправедные осуждаются, одни будут судимы с милосердием, а другие - без милосердия. Поэтому и мать Маккавеев говорит своему сыну: чтобы в той милости я приняла тебя вместе с братьями (2 Мак.7:29). Ибо когда праведный царь, - как написано,- сядет на троне, не будет противиться ему никакое зло. Кто похвалится, что имеет чистое сердце? Или кто похвалится, что он чист от греха? (Притч 20:8-9). Поэтому и там необходимо милосердие Божие, благодаря которому будет блажен тот, кому не вменит Господь греха (Пс.31:2). Но тогда, на праведном Суде, само милосердие будет воздаваться как награда за заслуги добрых дел. Ибо когда говорится: Суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия, то этим обнаруживается, что для тех, в ком найдутся добрые дела милосердия, суд совершается с милосердием, а потому даже само милосердие воздается как награда за заслуги добрых дел. Ныне же не так, ибо хотя не только никакого добра [не предшествовало], но, напротив, предшествовало множество злых дел, милосердие Божие предваряет человека, чтобы избавить его от зла: и того зла, которое сотворил он, и того, которое сотворил бы, если бы не был направляем благодатью Божией, и того, которое претерпевал бы вечно, если бы не был исторгнут из власти тьмы и перенесен в Царство любви Сына Божия (Ср.: Кол.1:13). Однако поскольку и сама вечная жизнь, которая, несомненно, должна воздаваться за добрые дела, столь великим апостолом именуется благодатью Божией (Рим.6:23), хотя благодать не за дела воздается, а подается даром, то без всякого сомнения следует признать, что жизнь вечная называется благодатью потому, что воздается она за те заслуги, которые благодать предоставляет человеку. Именно так будет правильно понимать то, что читается в Евангелии: Благодать на благодать (Ср.: Ин.1:16), что значит, [благодать воздается] за те заслуги, которые предоставила благодать.