Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et
В нас взывает и желает Бог, побуждающий нас к этому
47. Итак, поскольку Бог повелевает нам, не знающим, кто будет спасен, желать, чтобы спаслись все, кому мы возвещаем мир, и Сам Он производит это в нас, проливая любовь в сердца наши Духом Святым, данным нам (Ср.: Рим 5:5), то сказанное: Бог хочет, чтобы все люди спаслись, может быть понято и в том смысле, что Он побуждает нас желать этого. Ведь слова: [Бог] послал Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6), мы понимаем так, что [Бог послал Духа], побуждающего взывать нас. И об этом Духе [апостол] говорит в другом месте: Мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче» (Ср.: Рим.8:15). Итак, мы взываем, но назван взывающим Тот, Кто побуждает нас взывать. Поэтому если Писание правильно именует взывающим Духом Того, Кто побуждает нас взывать, то справедливо считать и волящим Богом Того, Кто производит в нас воление. И потому, - ведь упрекая мы не должны делать чего-либо иного, как только [убеждать человека], чтобы не отступал он от мира с Богом, а если отступил, чтобы вернулся к нему, - без уныния станем делать то, что делаем. Если тот, кого мы упрекаем, сын мира, то почиет на нем мир наш; а если нет, то вернется к нам.
Мы не должны быть ленивыми и небрежными в деле упрека
48. Итак, даже когда чья-либо вера вдруг рушится, твердое основание Божие стоит, поскольку знает Господь тех, кто Его (2 Тим 2:19). Однако это не означает, что мы должны быть ленивыми и небрежными, упрекая тех, кого надлежит упрекать. Ведь не зря сказано: Дурные сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33), и: От знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1Кор.8:11). Не станем выступать против этих предписаний и спасительного страха, говоря: «Что нам до того, что дурные сообщества развращают добрые нравы и что немощный погибает? Твердое основание Божие стоит, и никто не погибнет, кроме сына погибели».
Глава 16.
Да не случится так, что, болтая подобным образом, мы решим, будто надлежит нам быть беспечными, [успокаиваясь] в подобном легкомыслии. Ведь воистину, никто не погибнет, кроме сына погибели; но Бог говорит через пророка Иезекииля: Он умрет в грехе своем, а кровь его Я взыщу от руки видящего (Иез.3:18).
С упреком должны быть соединены молитва и любовь
49. Поэтому, что касается нас, тех, кто неспособны отличить предопределенных от не предопределенных, и кому вследствие этого надлежит желать спасения всем, - мы должны применять строгий упрек в качестве лекарства ко всем, чтобы они не погибли или не погубили других. А сделать его полезным для тех, кого Он предузнал и кому предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29), - это дело Божие. Ведь если иногда мы не упрекаем из страха, как бы кто из-за того не погиб, то почему бы нам также не [начать] упрекать из страха, что некто из-за отсутствия этого скорее погибнет? Ибо не показать нам большей глубины любви, чем была у блаженного апостола, который говорит: Упрекайте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте терпеливы ко всем: смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло (1Фес 5:14-15). Отсюда следует уразуметь, что тогда воздают в большей степени злом за зло, когда не упрекают того, кого надлежит упрекать, но пренебрегают этим по лукавому лицемерию. Ибо [апостол] говорит: Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие имели страх(1Тим 5:20). Это нужно считать сказанным о тех грехах, которые не остаются сокрытыми, чтобы не подумать, будто он говорит противное изречению Господа: Если согрешит против тебя брат твой, обличи его между тобою и им одним (Мф.18:15). Однако и Господь вплоть до того простирает строгость упрека, что говорит: Если и Церкви не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17). А кто более возлюбил немощных, чем Тот, Кто сделался немощным ради всех и был распят ради всех по этой немощи? И если все это так, то ни благодать не запрещает упрека, ни упрек не отвергает благодати. Поэтому надлежит так заповедовать праведность, чтобы при этом испрашивалась у Бога в верной молитве благодать, с помощью которой может быть совершено то, что предписано. Причем надлежит делать это таким образом, что бы не оказался в пренебрежении и справедливый упрек. И все это пусть совершается с любовью, ибо любовь не творит греха и покрывает множество грехов (1 Пет 4:8).