Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

Глава 11. У Адама была Божия благодать, но несходная с благодатью, даруемой святым 27

Святые нуждаются в более сильной благодати - благодати, явившейся благодаря Воплощению 14

В первом Адаме благодать способствовала тому, чтобы человек, если захочет, жил праведно 29

Во втором Адаме благодать делает так, что человек желает добра 30

Глава 12. Разница между выражениями: «Мочь не грешить» и «не мочь грешить» 31

Помощь, без которой нельзя что-то сделать, и помощь, благодаря которой что-то делается 32

Помощь, благодаря которой святые побеждают мучения этого мира 33

Бог дает пребывание избранным, поскольку силен исполнить то, что обещал 34

Богу, всегда подавляющему человеческую гордыню, угодно, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Ним 35

Хвалящийся пусть хвалится в Господе 18

Глава 13. Число избранных точно определено, оно не может быть ни уменьшено, ни увеличено 37

С пользой сокрыто, кто именно входит в число предопределенных 37

Предопределенным также необходимо милосердие Божие 39

Те, кто не входят в число предопределенных, оставляют добро и бывают сами оставлены Богом 20

Глава 14. Пусть люди терпят, когда их упрекают, а упрекающие пусть действуют с любовью 20

Почему, если Бог желает, чтобы все люди спаслись, спасаются не все? 41

Если Бог властен над волей человека, то именно Он и делает упрек спасительным 42

Глава 15. Пусть предстоятели упрекают братий, но с любовью 43

В нас взывает и желает Бог, побуждающий нас к этому 22

Мы не должны быть ленивыми и небрежными в деле упрека 45

Глава 16. 45

С упреком должны быть соединены молитва и любовь 45

Глава 1. Следует со вниманием вновь и вновь обращаться к уже рассмотренным вопросам

1. Когда было прочитано послание ваше, возлюбленнейший брат Валентин и все вместе с ним служащие Богу, которое передала любовь ваша через брата Флора и пришедших к нам вместе с ним, я воздал благодарение Богу, что из посланной нам вашей речи я познал ваш мир в Господе, согласие в истине и горение в любви. А то, что воздвиг враг для низвержения некоторых у вас, - это, по милосердию Божию и Его дивной благости, обращающей козни [врага] к преуспеянию рабов Своих, послужило более всего к тому, чтобы никто из вас не низвергся в худшее, но некоторые получили назидание к лучшему. Итак, не нужно нам беспрерывно повторять все то, что мы, достаточно разобрав, переслали вам в виде целой книги (т.е. книги «О благодати и свободном решении»); а как приняли вы ее, показывают ваши ответные письма. Однако никоим образом не следует вам полагать, что вы смогли в достаточной мере уразуметь прочитанное однажды. Поэтому если желаете вы, чтобы [чтение] это стало для вас весьма плодотворным, пусть не будет вам в тягость освежать это [в уме] путем перечитывания, дабы вполне отчетливо вы осознали, что при решении и устранении подобных вопросов должен действовать не человеческий, а Божественный авторитет, от которого нам не следует отступать, если желаем достигнуть туда, куда стремимся.

Люди из закона узнают о добре и зле, но только при помощи благодати совершают добро

2. Притом Сам Господь не только показывает нам, от какого зла уклоняться и какое добро творить (Ср.: Пс.36:27), - а лишь это может буква закона, - но и помогает нам уклоняться от зла и творить добро, - и на это никто не способен без духа благодати; если же его нет, то закон для того присутствует, чтобы делать виновным и умерщвлять. Поэтому апостол и говорит: Буква убивает, а дух животворит (2Кор 3:6). Итак, тот, кто законно употребляет закон (Ср.: 1Тим 1:8), познает из него, что есть добро и зло, и, не полагаясь на свои силы, прибегает к благодати, благодаря присутствию которой уклоняется от зла и творит добро. Но кто прибегнет к благодати, если не будут шаги человека направлены Господом и если не возжелает он путей Его (Ср.: Пс.36:23)? Потому и желать помощи благодати - уже начало благодати, о чем говорит [Псалмопевец]: И сказал я: ныне я начал; и это перемена десницы Вышнего (Пс.76:11). Итак, следует признать, что мы обладаем свободным решением [воли] для совершения как блага, так и зла; но, поступая дурно, всякий свободен от праведности и раб греха (Ср.: Рим.6:20), в добре же никто не может быть свободен, если не будет освобожден Сказавшим: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). И это не значит, что если [человек] будет избавлен от господства греха, он уже не будет нуждаться в помощи своего Избавителя; но скорее, услышав от Него: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5), должен и сам сказать Ему: Стань помощником моим и не отступай от меня (Пс.26:9). Я рад, что подобную веру, - а это, несомненно, вера истинная, пророческая, апостольская и кафолическая, - я обрел также и в брате нашем Флоре; ясно, что скорее надлежит исправить тех, кто не поняли его, - хотя я и надеюсь, что по милости Божией они уже исправлены.

Глава 2. Какую силу имеет молитва