Дворкин А.Л. - Сектоведение - Глава 13. "Церковь Христа"

Помимо территориальных секторов, в России также имеется отдельный сектор “ИКС” (искусство, культура, спорт), предназначенный для выдающихся личностей.

Во всяком случае первые из тех, кто приехал в Россию, были этим мнением уже пропитаны.

Наконец наступил 1991 год, когда свет истинного христианства воссиял над Россией, и в августе в Москву прибыли 17 миссионеров — американцы, англичане, датчане и один русский студент, который учился в Дании (сегодня он является лидером “Московской Церкви Христа”) — Михаил Раковщик.

Прибывшую команду возглавлял канадец Эндрю Флеминг, в продолжение трех лет бывший лидером “Московской ЦХ”, руководство которой очень гордится тем, что они попали прямо на августовский путч.

Первое крещение в Москве произошло 20 августа 1991 года. Тогда было крещено несколько студентов Текстильной академии. Когда крещений было немного, собирались на квартирах. Потом в Москве были организованы первые миссионерские команды, которые расположились в специально снятых для них квартирах. Вскоре произошло первое воскресное собрание ЦХ в лектории Политехнического музея. Вся зарубежная ЦХ была поражена удивительными темпами прироста членов секты в России: в Москву прибыло всего 17 человек, а менее чем через год “Московская ЦХ” насчитывала уже 1200 членов.

Появились первые русские лидеры, взращенные уже в России. Сейчас положение изменилось мало, но до 1993-1994 годов это были почти сплошь люди без высшего образования (в редких случаях они имели высшее техническое образование) — по большей части все они институты свои бросали. [23] В основном у них было среднее или среднее специальное образование. При таком “духовном окормлении”, когда ваш наставник — безусый юнец, который сам полгода назад крестился и бросил пить и курить, а теперь учит уму-разуму сотни человек, — все это может быть очень опасно. Большинство наставников высокого ранга — люди совсем простые, высшего гуманитарного образования практически ни у кого из них нет. К книжности, начитанности, образованности отношение здесь очень настороженное: дескать. Бог уловляет мудрецов их же лукавством. Поэтому не стоит интересоваться ни историей, ни философией, ни литературой, разве что в качестве развлечения, которое, впрочем, не полезно, потому что мешает служить Богу. Наверное, такое отношение вызвано тем, что высокая культура создает в человеке внутреннюю независимость, и тогда очень быстро начинаетощущаться вся примитивность ЦХ.

По возрастному признаку первые члены ЦХ — это послешкольная молодежь (1-2 курсы техникумов и институтов). Школьные годы этих людей пришлись еще на советское время. Они вышли во внешний мир, когда система рухнула, и туг повстречали такую замечательную организацию, которая поразила их удивительной искренностью и новизной. Молодым людям доходчиво, просто, незамысловато объясняли, что такое вера в Бога, Библия, Кто такой Иисус Христос, и сразу же погружали их в феерически радостную насыщенную жизнь. Постоянные собрания, единомышленники, активная деятельность — и никакой особой ответственности, потому что наставник все за тебя решит и обо всем подумает, так что живи и радуйся. Молодежь валом повалила в новую группу.

Тогда же появилась градация по возрастным группам, которая действует и ныне: отдельно воспитываются подростки, не достигшие 17 лет, отдельно — студенты, а есть еще группа, которая называется “рабочей”, или “солидной” (“солидняк”). Солидны они не обязательно по возрасту (солидным можно быть и в 18 лет), но если адепт, например, уже полтора года как крещен, продвинулся на духовном пути и обратил в ЦХ как минимум пять человек, его записывают в “солидные”. Сюда же входят люди, которые не учатся, а работают. Сейчас среди членов “Московской ЦХ” немало преуспевающих бизнесменов.

Учение “Московской ЦХ” является своеобразным преломлением доктрины наставничества. Остается формулировка, что христианин — это только ученик Христа, а ученик Христа — это только истинный ученик Христа, который живет так, как его учит Библия (по их представлению), а Библию лучше всего знают лидеры. Каждый должен стремиться стать наставником — об этом лидеры так и говорят на собраниях. “Я знаю, что через год вы будете наставником либо вас не будет в этой организации — одно из двух. Поэтому дерзайте, стремитесь, Бог вас призвал, чтобы вы все стали лидерами”, — типичная пирамидальная приманка.

Интересная метаморфоза произошла с понятием причастия. Международная ЦХ трактует причастие как некий символ Тела и Крови Христа. Совершать его нужно, чтобы настроиться на благочестивые воспоминания о распятии Христа. Их урок о том, как молиться во время причащения и о чем при этом думать, носил название “Назад ко Христу”. Имелось в виду историческое событие, которое произошло в глубокой древности и которое желательно со слезами умиления вспомнить, когда принимаешь кусочек хлеба и глоточек вина. Среди рядовых членов “Московской ЦХ” распространилось по непонятной причине мнение, что причащение — это тайна; об этом иной раз говорят наставники.

Естественно, в самом воспоминании никакой тайны нет. При разговоре с рядовыми сектантами о том, как они молятся перед причастием, создается впечатление, что у них есть желание, чтобы это были Тело и Кровь Христа, а не какое-то особое воспоминание. Но дело в том, что рядовые члены ничего не решают, у лидеров же отношение вполне сложившееся — нужно вспомнить распятие — и все. И хотя на общих собраниях ЦХ, куда приходят не только члены секты, посторонним предлагают воздержаться от причащения ради своей совести, тем не менее каждому предоставляется возможность понимать это, какой хочет.

В России ЦХ столкнулась с таким явлением, как Православие. Ко всем христианским церквам ЦХ относится не как к христианским, каковы бы они ни были и как бы себя ни называли.

Существует четкое мнение: Православная Церковь — это не церковь, а идолопоклонство; какое-то монашество, какие-то черные рясы, какой-то непонятный язык — об этом даже говорить не стоит.