«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
В этом смысл последнего из обрядов восьмого дня – пострижения волос. С древних времен пострижение волос было символом послушания: не случайно пострижение употребляется при принятии монашества и при вступлении в чин чтеца – первый чин священнослужения. Молитва на пострижение волос напоминает о необходимости послушания Церкви, ее иерархии и ее установлениям. В то же время она говорит о том нетленном венце, который уготован победителям в духовной битве. Получить такой венец надеется не только принявший Крещение, но и крестивший его священник, и все члены церковной общины. Поэтому в молитве вновь появляется первое лицо множественного числа:
Одеявыйся в Тя, Христа и Бога нашего, Тебе подклони с нами свою главу, егоже сохрани непобедима подвижника пребыти на всуе вражду носящих на него и на ны, Твоим же нетленным венцем даже до конца победители вся покажи.
Одевшийся в Тебя, Христа и Бога нашего, приклонил перед Тобою свою голову вместе с нами. Сохрани его, чтобы он пребыл непобедимым борцом с теми, кто напрасно враждует против него и нас, и всех нас в конце концов увенчай Твоим победным венцом.
Заключение
Дорогие читатели!
Заканчивая эту небольшую книгу о Крещении и Миропомазании, я хотел бы напомнить вам, что сотрудничество человека с Богом, деятельное участие в Божием замысле спасения делает жизнь человека осмысленной и перспективной . Многие из тех трудностей, которые человек встречает на своем жизненном пути, становятся преодолимыми. И преодолевая их, мы обретаем все бо?льшую уверенность и осознание истинности обретенного пути с Богом, который начинается с нашего Крещения и продолжается в жизни вечной.
Жизнь без Бога и Церкви может оказаться состоящей лишь из потерь и временных обретений, за которыми опять следуют утраты. Это, конечно, никогда не сможет удовлетворить человека в поисках смысла жизни. Пока мы идем своим путем, Бог молчит и ожидает, давая нам время исчерпать свои возможности и убедиться, что они не беспредельны. Жизнь в Церкви – это участие в ее благодатных таинствах, для которых нет временных и пространственных границ. Благодать Божия неисчерпаема, но чтобы иметь возможность в полноте получить ее, мы должны показать свое желание и проявить готовность к принятию церковных таинств. Крещение – первый шаг на этом пути, а Миропомазание – божественное подтверждение истинности этого шага. Далее должно последовать участие в Евхаристии и других таинствах, которые предлагает Церковь.
На протяжении всей нашей жизни Бог через Свою Церковь будет воспитывать нас и вести Своим таинственным путем в Царство Божие. В отличие от человеческого воспитания, имеющего чаще всего внешний и принудительный характер, Бог воспитывает нас любовью, полнота которой является в Таинстве Евхаристии. Родившись во плоти и приняв Крещение из рук Иоанна Предтечи, Христос проходит весь жизненный путь человека: от триумфального успеха до полного отречения и предательства. Испытав все это Сам и зная человека изнутри, Христос может спасти всякого человека, поверившего Ему и пожелавшего креститься, чтобы принять Его спасение. А принятие таинства Крещения одним человеком затрагивает в свою очередь всю Церковь Христову, ибо, «вся Церковь изменяется, обогащается и исполняется, когда еще одно чадо Божие включается в ее жизнь и становится членом Тела Христова»164.
Будем помнить о любви Божией и Его милосердии, действенное восприятие которых начинается в Крещении и продолжается, пока человек пребывает в Церкви. Приняв таинство Крещения, будем бережно хранить духовную память об этом и, «возрастая от силы в силу», неустанно просить Бога, чтобы спасительная благодать святого Крещения никогда не оставила нас в этой жизни и соделала из нас причастников жизни будущей.
Библиография