Дворкин А.Л. - Сектоведение - Глава 17. "Богородичный центр" - "Православная Церковь Божией Матери Державная"

Однако в восемнадцать лет Береславский все же попадает в психбольницу, как он сообщает, по инициативе матери [5]. Оттуда он сбежал, но вскоре за избиение попал в тюрьму на шесть лет:

Когда мне было едва за двадцать, избил какого-то парня... Бил до — одури, до полусмерти. <...> Шесть лет заключения ничего не дали. Остервенение, тупость, полное презрение ко всем [6].

Причем, опять же по словам Береславского, мать ходила по инстанциям и просила выпустить сына, но при этом “в духе давала приказ: пусть отсидит до конца” (!). Из-за этого тайного материнского коварства он отсидел полный срок [7].

Вместе с тем на сайте “Богородичного центра” сообщается, что Береславский родился в Москве, что в 1970 г. закончил наипрестижнейший (а в те годы — наиблатнейший) Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза [8]. В 1990 г. в интервью Береславский уверял, что владел восемью иностранными языками, но последующие откровения настолько его изменили, что он забыл почти все [9]. В начале 90-х гг. он озвучивал своим адептам еще одну версию своей биографии — то ли он учился в консерватории, то ли даже окончил ее.

Проверить все эти взаимоисключающие заявления у нас возможности нет. Впрочем, детали его биографии не столь важны. Очевидно, что Береславский — человек достаточно эрудированный, по происхождению — то, что называется советский интеллигент. С 1971 по 1990 гг. Береславский наблюдался в психдиспансере по поводу хронического душевного заболевания — параноидной шизофрении, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, имел вторую группу инвалидности. С 1990 г. психоневрологический диспансер посещать перестал. [10]

По собственному свидетельству, Береславский с юности увлекался оккультизмом и теософией. В одной из проповедей он обращается к себе самому с такими словами: “Двадцать лет провел ты в школе оккультизма, под впечатлением "Тайной доктрины". И еще двадцать лет бодхисаттствовал как учитель на подмосковной даче, в окружении десяти последователей” [11]. Примерно в середине 70-х годов Береславский крестился в Православной Церкви, много странствовал по святым местам, побывал в разных монастырях. Из писаний Вениамина Яковлевича очевидно, что, и обратясь в Православие, он не оставил своих оккультных воззрений. По рассказам, какое-то время окормлялся у старца Наума в Троице-Сергиевой лавре. Позднее находился под духовным влиянием некой “почаевской старицы Евфросиньюшки”, которая под конец жизни объявила себя четвертой ипостасью Троицы и предрекла свое воскресение на 40-й день. Правда, в конце жизни Евфросинья прогнала Береславского, объявившего о собственных откровениях — очевидно, она не терпела конкуренции. Глухой намек на это есть в писаниях самих “богородичников” [12]. Через год Береславский писал еще резче:

Житие старицы Евфросиньи представляет собой идеализированный образ святой. <...> Евфросинья представлена скорее как образец, как идеал. В действительности старица несла черты юродивой, с течением лет — увы! — негативные черты ее личного характера сказывались все сильнее... В настоящий момент Евфросинья находится в тяжелом обольщении и помутнении ума. Нет благословения посещать ее... [13]

Впрочем, это не мешает Береславскому сейчас объявлять себя хранителем “нетленных мощей” “Евфросиньюшки” и публиковать потоки “откровений”, полученных им от нее, пребывающей в высших сферах рая [14]. Так что не чужд Береславский и откровенного спиритизма в форме медиумизма. При этом его описания “мощей” Евфросинии и своих манипуляций с ними носят очень болезненный, если не сказать некрофилический, характер. [15]

Береславский сообщает, что в 1984 году в Смоленске перед иконой Бо-жией Матери “Одигитрия” ему было видение, которое он истолковал как явление Божией Матери. После своего видения он решил, что является пророком, собрал вокруг себя группу единомышленников и вместе с ними разработал учение о “Богородичном Завете” (о третьем Завете). По словам новоявленного “боговидца”, Богородица является к нему практически ежедневно и диктует свои откровения. Он слышит ее голос, а она является ему в виде серого облачного тела. Часто эти явления сопровождаются замогильными завываниями, которые Береславский весьма артистично изображал интервьюировавшему его журналисту [16].

Эти откровения Береславский записывает, и сейчас (к середине 2001 г.) их набралось уже 40 томов. Кроме того, он пишет и книги, которых тоже очень много, — согласно сайту БЦ, около 130 [17].

Все эти писания для последователей Береславского — основная духовная литература и в своей совокупности составляют “Третий завет”, фактически заменяющий собой Заветы и Ветхий, и Новый. А как же иначе, если Береславский утверждает, что с начала его откровений “начинается новая эпоха в летописи человечества” и “мир вступает в новое летоисчисление” [18]:

Начало нового летоисчисления, датируемое со дня Откровения Матери Божией в Смоленске 1984 года, — дарование особой милости или Завета с верными, возвещение о трех Веках Ее грядущей Славы, о предстоящих Ее подвигах, о приданной Ей Эгиде (очевидно, Береславский путает Богородицу с Афиной Палладой. — А.Д.) Миродержицы вселенной [19].

Труды Береславского написаны на особом “новоязе”, несомненно, играющем важную роль в контролировании сознания адептов. Многие обычные слова употребляются в новом смысле, используется много неологизмов и странных словосочетаний:

Нечестивая мать, не выпускающая сына из духовной утробы, родового гнезда, продолжает обогревать его и в 10 и в 20 и в 50 лет, из-за чего происходит варварское прободение тонкого тела и преселение жупела. Пробитый мужчина начинает греть, что для него неестественно. Девять десятых современных мужчин греют. Женоподобный греющий мужчина — человек с преселенцем, упырно одержимый. [20]