Дворкин А.Л. - Сектоведение - Глава 17. "Богородичный центр" - "Православная Церковь Божией Матери Державная"

Воздвигнута Церковь церквей, светоносная святыня, ангельский алтарь! <...> Покорись, земля, Пречистой Деве! [34]

Церковь третьего Завета — Ковчег спасения для всех: в ней совершатся и исполнятся чаяния всего рода Адамова от сотворения мира [35].

Не бойтесь учить о новой религии или о Третьем завете__Традиционные формы вероисповедания уходят в прошлое и запечатываются навсегда [36].

Истощилась вера во Христа. Настала эра Марии: Божия Матерь послана как Мать завета, и те, кто именуют себя сегодня христианами без Божией Матери, — самые несчастные люди на свете. Эпоха христианства завершилась... [37]

Я (Матерь Божия. — А. Д.) учредила Свою Церковь, и в основании ее просияют все миры грядущего [38].

Идеи Третьего Завета и начала нового тысячелетия роднят БЦ с большой аморфной массой групп движения “Нью эйдж”, о котором мы будем говорить отдельно. Роднит БЦ с этим движением и утверждение Береславского, что настало время для рождения “неохристианства”. Глава секты даже дает его незамысловатую формулу: “Русский дух + христианство = неохристианство”. Это новообразование, по его же словам, будет в полной гармонии с Пифагором, древнеегипетской мудростью, славянским язычеством и т.д. [39] “Неохристианство”, да еще объединенное с “древней, забытой мудростью”, — это типичная ньюэйджевская доктрина.

Когда “богородичники” обращаются к библейским текстам, они, как и “положено” в тоталитарных сектах, дают им совершенно произвольные, дикие комментарии, измышленные с одной целью — подтвердить доктрину секты. Если указать им на подлог, они ответят, что “тексты Священного Писания — живые. Им еще надлежит открыться. Они запечатаны, несмотря на свой очевидный и тысячекратно перетолкованный смысл” [40]. Библейские тексты надо читать “Богородичным оком”, тогда они “предстают пред внутренним взором как бы единым благоуханным белым свитком, запечатлевшим на себе печати Приснодевы, белым пергаментом (ср.: "белое Евангелие".— А. Д.), через который проступают живые Лики Богородицы...” [41]

Основные положения учения БЦ зиждутся на откровениях Береславского, которые затем перерабатывает “генерал-епископ” Петр Большаков. Вот их содержание вкратце: через какое-то время после того, как Господь дал человечеству два Завета — Ветхий и Новый, в физическом и в духовном мире произошли сильные изменения. Перед наступлением 1000-летнего царства, которое вот-вот должно прийти, понадобился третий Завет, который исходит от Девы Марии и доходит до людей через “магриарха и пророка” Иоанна Береславского. Начиная с первого видения Береславскому в 1984 году, Бог теперь являет Себя в мире только через Богородицу, через Ее непорочное сердце (явное влияние католической символики): “Дух Святой Параклит, Утешитель в Скорбях, действует через Меня” [42]. Более того, согласно Береславскому, “Пресвятая Троица видится ... очами Божией Матери” [43] и, следовательно, различия между Лицами Святой Троицы стираются в духе вполне вульгарного модализма: “Сын и есть Отец, и Он же — Дух Святой” [44]. А коль скоро стираются они, то делается и следующий шаг — стирание различий между религиями. “Премудрость Божия олицетворяет Себя, как единая Мать всех учителей человечества: Будды, Магомета, Рамы, Заратустры и прочих” [45]. Итак, мы видим типичное для “Нью эйдж” смешение всего и вся, только в данном случае оно прикрывается именем Богородицы, православно-католическим образным рядом и жесточайшим тоталитарным контролем над адептами.

Но при этой кажущейся открытости и всеядности все исторические формы христианства категорически отвергаются (каким образом это сочетается с особым пиететом БЦ по отношению к римо-католичеству — Бог весть. Впрочем, Береславский никогда не отличался последовательностью или принципиальностью):

Богозданная Скиния Пречистой Девы подается ныне прообразовательно для всего мира — как образ Христианства будущего, не несущего в себе ни одной институциональной или конфессиональной черты. <...> Этот правильный образ исповедания... внеинституционален, внеконфессионален... внеисторический... не связан никакими обязательными обрядовыми и каноничесими формами, но приголгофски прост... [46]

Не удался на земле ни один христианский проект — ни человек, ни церковь, ни государство, ни монастырь, ни храм. <...> Заклинаю Духом Святым и Сыном Божиим убегать как огня адского систем, иерархий, доктрин и всего, носящего дух внешнего объединения [47].

Чем меньше с прежними церквями, тем легче для вас. <...> Для Меня не существует внешних форм. <...> Не связывайте себя с определенной церковью. Мир должен понять, что грядет Мой век [48].

Литература БЦ не только приписывает Богородице божественные атрибуты: по утверждениям Береславского, Бог сегодня является в женской ипостаси [49]. Часто Она отождествляется с той или иной ипостасью Св. Троицы: иной раз с Отцом, иной — с Сыном, иной — с Духом Святым:

Отец Небесный!... Матерь наша вечная, Мария!... Отцом мы нарекли Тебя через жертву Сына, Матерью назвали через благословение распятого Бога [50].