Серафим (Роуз), иером. - Православное монашество в Галлии V-VI веков

Серафим (Роуз), иером. Православное монашество в Галлии V-VI веков 

Сердцем христианской жизни древней православной Галлии было монашество.

Мартина Турского, число ее монахов измерялось тысячами, из которых около 2000 присутствовали на похоронах св. Мартина в 397 году. С основанием в начале следующего века Аиринского монастыря в традициях Египта и появлением писаний преп. Иоанна Кассиана о духовном учении Египетских отцов начала V столетия, золотой век монашества в Галлии, можно сказать, начался. Нам известно об основании около двухсот монастырей в Галлии в последующие два столетия, и возможно их было гораздо больше; и святые чудотворцы из среды этих братств были уже неисчислимы.

Но история православного монашества в Галлии в этот период вовсе не была историей институций. Монашеские "ордена" средневекового Запада с их централизованным управлением и одинаковым уставом были, конечно, неслыханны в сей ранний период первого монашеского рвения; и даже господство Устава преп. Венедикта (+ 529) над монашескими установлениями Запада (господство, которое при всех своих положительных моментах, также указывает на охлаждение первого монашеского пыла Запада) отстояло еще на несколько столетий вперед. Духовный тон монашеской Галлии этих столетий задавался православным Востоком.

Наиболее цельная картина монашества этих веков на Западе находится в писаниях св. Григория Турского, в частности в "Жизни Отцов", но также она разбросана и по страницам "Истории франков" и других его трудов. Но мы тщетно будем искать в его писаниях монашеских институций: мы найдем там названия немногих монастырей и почти ничего о монашеских правилах или управлении. Его интересуют прежде всего не монахи или монахини (т.е. формально постриженные), но подвижники благочестия и их духовные деяния.